Татьяна Тюрина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Душа каждого ребенка – это уникальный и неизведанный мир,
целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты,
стремления и ценности. В силах взрослых повлиять на ту форму,
которые примут эти первые плоды духовной работы ребенка.
Главное помнить, что…. У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОИ ЗВЕЗДЫ.
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери
Я педагог. Что привело меня в эту профессию? Что удерживает меня в ней?
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Наверное, любовь. Любовь к детям. Любовь – начало всех начал на свете, она рождает всё, что в мире есть…Без этого чувства жизнь становится утомительной, однообразной и безрадостной. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
Именно это чувство заставило меня когда-то играть в детский садик, где я была воспитателем, в школу, где принимала на себя роль строгого учителя. Именно это чувство привело и в педагогический университет. Но я скажу больше: чувство любви подвигло меня выбрать дефектологический факультет, а ведь воспитывать, учить, развивать детей с особенностями в развитии не каждый смог бы.
Во время учебы мы проходили курс психологии, где все тесты обследования проверяли на себе. В одном из этих тестов было задание «нарисовать цветок», на что мое воображение нарисовало картинку, где было множество цветов. Они были повсюду: стояли в вазах, в корзинах, просто покрывали землю. После выяснилось, что цветы– это отношение к детям, место детей в моей жизни. Так и сложилось: в моей жизни всё детям, всё о детях и ради детей.
В моей педагогической деятельности я была и учителем, и воспитателем. Но вот уже 10 лет я работаю по специальности в детском саду. И понимаю, что профессии учитель, воспитатель, дефектолог, логопед по своей сути едины, потому что во главе всего – любовь к детям.
Учитель-логопед. Что это значит?
Во-первых, логопед – это учитель, который, работая с детьми и исправляя их речевые недостатки, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что поднимает языковые возможности воспитанников на более высокий уровень, формирует навыки владения правильной речью. А это, в свою очередь, перспективы интересной и успешной жизни. Еще Ч. Делью утверждал: «Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить». И я, проходя со своими воспитанниками через трудности к победе, понимаю важное: надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя!
Современный логопед и врач, и тонкий психолог. Он врачует речь и тонко влияет на психические процессы. Логопед не может не быть знатоком человеческой психологии. Ведь порой разборчивость речи ребёнка так сильно нарушена, что его не понимают окружающие. Приходится брать на себя роль своеобразного переводчика с невнятного языка «всяческих речевых нарушений» на понятный всем язык. Каждый день работы с детьми – это неопределенное смутное состояние волнения и радости. В голове кружится рой мыслей: справлюсь ли я? оправдаю ли я возложенные на меня надежды и обязательства? Смогу ли я помочь детям подружиться с этими трудными звуками? Ведь одних нужно будет научить «шипеть», других «свистеть», а кого-то «рычать». Конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему и продвигаюсь, удовлетворяясь, порой, малыми победами.
Во время учебы, когда начинался мой профессиональный путь, самым главным девизом для меня стал принцип «Не навреди …». Годы обучения в университете и дальнейшие годы работы - это время осознания этой фразы.
«Не навреди …». Каждый человек с первого вздоха – это целая вселенная. По словам Антуана де Сент-Экзюпери, «Душа ребенка – это уникальный и неизведанный мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты, стремления и ценности. И в силах взрослых повлиять на ту форму, которые примут эти первые плоды духовной работы ребенка. Главное помнить, что…. У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОИ ЗВЕЗДЫ». Я считаю это правильным, поэтому к каждому ребенку отношусь трепетно, стараюсь познать его и обогатить, дополнить его природу, а не изменить.
В моей педагогической деятельности мне приводилось работать в реабилитационном центре с детьми с особенностями в развитии. Это не просто дети, они ОСОБЫЕ. И им нужна особая помощь. Этот период моей жизни тоже сыграл формирующую роль. Всегда поражало одно: насколько бы ни был грозен диагноз, дети всегда оставались детьми, со своей чистой, первозданно наивной, хрупкой душой. Приходишь к осознанию важного: они тоже не случайно приходят в наш мир. Они учат нас милосердию, состраданию, мужеству, смирению и силе духа. Эти дети всегда заставляют задуматься о смысле жизни, о переосмыслении того, ЧТО ты делаешь и ДЛЯ ЧЕГО. За время работы с особыми детьми, я ни разу не пожалела о выборе профессии. Я стала сильнее.
Я люблю свою профессию. Это безграничный океан профессиональных возможностей, реализации задумок, идей. Это образ жизни, а педагогическое мастерство - не случайная удача, а систематический поиск и труд. Выбранная мною профессия заставляет всё время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, дает возможность окунуться в счастливую атмосферу детства. А ещё это терпение и целеустремленность. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих выпускников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.
Счастлива ли я?. Счастье у каждого своё. Оно складывается из многих показателей, но если сложить все воедино, то с полной уверенностью говорю: «Я счастливый человек!»
Я счастливый человек: занимаюсь интереснейшим делом, тем, что мне нравится.
Я счастливый человек: имею возможность постоянно общаться с детьми, необыкновенными и непосредственными. Каждый из них - это интересный, увлекательный мир мыслей, переживаний, радостей и тревог.
Я счастливый человек: оказываю помощь, и моя помощь принимается.
Я счастливый человек: пребываю в состоянии непрерывного развития, познаю себя, открывая все новые черты и грани.
Я счастливый человек: работаю в творческом коллективе, где меня окружают люди, которые готовы поддержать меня и помочь в трудную минуту.
Я счастливый человек: я многодетная мама и у меня большая любимая семья.
Я счастливый человек! Именно поэтому иду по жизни с улыбкой, поэтому я живу!