Елена Евгеньевна Садовская
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе "Моя педагогическая философия"
Нет благородней и почетней в мире дела,
Чем дело это - любить и радовать детей.
Итак, пришло время для эссе. Отчего,же, именно в этом году воспитатель Садовская Елена Евгеньевна взялась за перо и будет философствовать?. Неужели, улыбаюсь, лишь, из-за того, что на носу очередная аттестация? Ну, это, может быть поводом, а причиной. Причина в другом - юбилей за плечами, мне 50, и желается рассказать молодому педагогическому миру, молодым девочкам, идущим в профессию "ВОСПИТАТЕЛЬ", о своей философии.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Философия. И моментально вспомнила замечательного преподавателя кафедры философии ПетрГУ, человека неординарного, с юмором. "Вы можете не стараться, я придерживаюсь мнения, что женщина никогда не сможет стать настоящим философом", - услышала я фразу от уважаемого философа. Будучи женщиной уже с семейным опытом, получая второе образование, и от природы "пересмешницей", я очень старалась не парировать тут же в ответ своим экспромтом.
Существует и мнение, что педагогом, воспитателем, мастером своего дела может стать любой, только получи соответствующее образование, овладей "ключами" будущей профессии, и, вот, пожалуйста, реализуй себя профессионально! Так ли это?
Мне думается, что далеко не так.
Кто же такой ВОСПИТАТЕЛЬ? Что он несёт в мир ребёнка, в этот "край не пуганных птиц"? Каким будет его присутствие в жизни маленького человека? Чем будет это его присутствие? Что сможет дать взрослый человек с дипломом педагога чужим детям? А, может, стоит не давать, а дарить?. Безвозмездно, ежедневно, ежечасно. Много вопросов, правда?
Прежде чем выбрать профессию, связанную с воспитанием детей, человек должен подумать о положительных и отрицательных чертах своего характера, не искажать увеличением свои достоинства, не уменьшать перед собой свои недостатки. ВОСПИТАТЕЛЬ не обязан быть идеальным, но, он должен быть настоящим и правдивым. Что это значит? Это значит: критично смотреть на себя, уметь дать себе самому реальную, объективную оценку, провести соответствующий реальности самоанализ. Чувствуя ответственность за вверенную детскую душу (в нашем случае - это не одна душа, а коллектив, человек должен поразмыслить: кто я такой, чтобы брать на себя такую миссию? Если я переполнен недостатками, и не исправляю их сам - как я начну воспитывать других? Если нет воспитательной работы внутри себя над собой, профессия ВОСПИТАТЕЛЯ, увы, не для вас.
Самовоспитание, работа над своими недостатками, победы в этой работе, как нельзя лучше помогут в профессиональной деятельности воспитателя - вы сможете понять детскую душу глубже, ощутить на себе то, что ощущает ребёнок, и, главное, вы сможете помочь воспитаннику найти выход из негативной ситуации, а они случаются в процессе педагогической работы. Это - "закон зеркала", многим известный: Если мы видим в других людях их недостатки - это значит, что они есть или были в нас самих.
Перед выбором профессии "ВОСПИТАТЕЛЬ", подумайте, не окажитесь ли вы "героем", "героиней" анекдотичной ситуации по истечению времени: "Она - замечательный педагог! Два высших образования, большой педстаж, заслуженный учитель! Правда, у неё один маленький недостаток - Она не любит детей", - так звучали отзывы коллег по работе в одном из фельетонов. "Маленький недостаток", и, наверно, самое важное условие, без которого абсурдно само желание стать педагогом - это ваше принятие ребёнка, любовь к детям. Малышам и старшим дошкольникам жизненно важно чувствовать любовь ежедневно, и не за особые успехи, заслуги, не за отличное поведение, прилежание. А просто потому, что они есть, без всяких условностей. Ведь, именно это принятие и любовь даёт им вдохновение становиться лучше день ото дня, уверенность в своей необходимости, значимости в этом мире, без которой рост и полноценное развитие потенциала ребёнка происходить не будет; в лучах этой любви идёт процесс раскрытия и усвоения детьми знаний о жизненной успешности. Разве вы не для этого идёте в профессию - раскрыть секрет жизненной успешности маленькому человеку? А, тогда для чего?. Ведь, каждый день, по много часов вы будете видеть образ ребёнка, и наверняка, не тот образ ангела, каким нам бы хотелось видеть воспитанника, а реального человека, пусть, и маленького,но, с его уже готовой "палитрой" качеств, склонностей и привычек. Только исходя из принятия и любви, из глубокого понимания того, что именно хорошо сейчас для воспитанника, а не для неудовлетворённых своих амбиций, можно выбирать, какие методы и приемы воздействия будут эффективными конкретно для этого ребенка. Если нет этого принятия и любви к ребёнку, профессия ВОСПИТАТЕЛЯ, увы, не для вас.
Воспитание - это и определенный талант.
Порой мы слышим: "Каждый третий-воспитатель! У всех дети есть!". Сомнительное утверждение. Даже к статусу "родитель" в современном мире. Не правда ли, сейчас такая редкость услышать эпитет в адрес мамы или папы ребёнка: "Талантливый родитель"?
Вспоминается диалог из "Гамлета" о Флейте. И хочется перефразировать вышесказанную фразу - "Каждый третий - не музыкант! Если у вас в руках флейта, это не значит, что вы имеете талант игры на ней. ".
Моё кредо: "Ваше участие в жизни воспитанника должно быть как игра, красивым и талантливым, с любовью".
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу!
Твердят друзья:
“Есть нивы тише”,
Но, ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю…
И каждый день,
Как на премьеру,
Вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры -
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий,
И так на протяженье лет -
Судьба моя –Я ВОСПИТАТЕЛЬ!
Нет лучшей доли на земле.
(стих:Карина Пушкина)*
http://www.stihi.ru/2012/12/29/30