Елена Чигрик
Квиллинг как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является его модернизация.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей.
Публикация «Квиллинг как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Аппликация в технике квиллинг
- Квиллинг
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска, для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГТ.
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.
Так как я люблю мастерить, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.
У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.
Ознакомившись со множеством педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, я сделала для себя вывод, что для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей, необходимо использовать нетрадиционные способы изображения.
Термины «нетрадиционные» подразумевают использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, широко известными.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения.
Это дает толчок к развитию воображения, творчества, развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.
С одним из видов нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Это квиллинг (в переводе с англ. означает БУМАГОКРУЧЕНИЕ). Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.
Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой?
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость, что способствует умственному развитию детей.
Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом, цель которого: всестороннее развитие творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения, следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.
Развивающие :
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинг.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг. И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещи.
С чего я начала знакомить детей с этой увлекательной техникой?
Конечно, со знакомства со свойствами бумаги. Дети с удовольствием экспериментируют с ней: рвут, мнут, разглаживают, режут. Кроме познавательного характера, эти упражнения также имеют терапевтический эффект, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
1. СЛОВЕСНЫЙ
устное изложение;
беседа;
рассказ;
2. НАГЛЯДНЫЙ
показ мультимедийных материалов;
иллюстраций;
наблюдение;
-показ педагогом;
работа по образцу;
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ
выполнение работ по инструкции педагога.
Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области:
познание;
коммуникация;
чтение художественной литературы;
музыка;
труд;
безопасность;
физическая культура.
социализация
Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми: Формы:
1. образовательная деятельность на игровой основе.
2. игры (игры - экспериментирование, игры - упражнения способствующие формированию сенсорного опыта детей)
3. трудовая деятельность
4. прогулка и экскурсии
Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий –
- смена динамической позы
-Релаксация
- сказкотерапия;
- Игротерапия;
- Пальчиковые игры;
- Физкультминутки.
Игра является главным видом деятельности детей. Она становится содержанием и формой организации жизни ребенка.
Игры - экспериментирование с бумагой разной фактуры, как гафробумага, гафрокартон, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.
На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой, я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в шарик». Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи, решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку», если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой» : можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки». Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза». Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.
В процессе работы в технике квиллинг, создаем игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.
Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.
На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.
При работе с бумагой приучаю детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. А во время работы напоминаю о безопасном использовании инструментов (с зубочисткой, со стержнем). Это способствует формированию у дошкольников основ безопасного обращения с инструментами, развитию трудолюбия, трудовых навыков и привычки работать аккуратно.
Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы:
-анкетирование
-консультации
- совместные работы на открытых занятиях
- мастер - класс
- совместное создание предметно развивающей среды.
В настоящее время мы с родителями поддерживаем смышленого и любознательного ребенка, создаем условия для развития творческих способностей, дарованных природой.
Целью моей работы – раскрыть творческие способности ребенка.
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.
Поэтому, сравнивая работу ребенка, его интересы, я получаю возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени. Создаю условия для творческого развития детей. Работаю с ним индивидуально.
Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажной, очень нравится детям.
Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.
Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.