Таранова Надежда
Эссе музыкального руководителя «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в 21 веке, в веке сложном, жестоком, равнодушном. Как в нём выстоять, выжить, стать личностью с большой буквы, стать человеком, который может видеть, слышать, чувствовать, сопереживать. Как настроить душу на добро, сочувствие? Как растить и воспитывать наших детей? Ведь каждый человек уникален, у каждого есть свои способности, творческие возможности и право выбора.
«Музыка подобна дождю, капля за каплей просачивается в сердце, оживляет его», говорил Ж. Жофер.
Публикация «Эссе музыкального руководителя „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Первые впечатления от музыки живут очень долго, порой всю жизнь. Отлично помню, как в детстве, меня завораживали музыкальные занятия в детском саду. Музыкальный руководитель мне виделась сказочной феей, а когда её руки касались клавиш пианино, весь мир прекращал существовать. Я погружалась в прекрасный мир музыки, фантазировала, и всё это казалось мне чудом. В семилетнем возрасте мама привела меня в музыкальную школу. Что это такое, я не знала, знала только, что буду учиться музыке. Это был новый для меня мир. Постигать его было очень не просто: каждодневный труд, гаммы, многократные повторения. Порой хотелось бросить музыкальную школу и просто побегать на улице со сверстниками.
От природы мне дана способность слышать музыку. Я научилась её чувствовать и воспроизводить. Это помогло выбрать профессию музыкального руководителя. Прошли годы, и теперь «чудеса» я творю сама, как добрая волшебница, приоткрывая дверцу в загадочный и таинственный мир музыки, завораживая воображение детей новыми ослепительными красками. Каждый день я вижу чистые и светлые детские глаза, каждый день меня окружают их улыбки, их звонкий смех, их непосредственность и непринужденность. Именно это помогает мне чувствовать себя нужной детям, чтобы пробудить их творчество и фантазию, познакомить с миром музыки, полюбить её всей душой, научить их петь, танцевать, играть, не бояться сцены - быть открытыми окружающему миру.
Что же такое современный музыкальный руководитель? Музыкальный руководитель – это не просто должность, это звание, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом выходить в большую жизнь. Музыкант, педагог, аккомпаниатор, художественный руководитель, хореограф, сценарист, звукооператор, постановщик спектаклей и концертов, оформитель и костюмер, руководитель кружковой деятельности в одном лице - вот как бы я определила уникальность своего ремесла. Я счастлива тем, что моя профессия и мой внутренний мир - единое целое.
Прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам. Любовь к музыке! Кто и когда должен привить её маленькому ребёнку? Любовь к какой музыке? Той, что несется с экранов компьютеров и телевизоров, ведь именно современные хиты всё чаще завладевают детской душой с самых первых дней жизни. Часто я задаю вопрос себе - кто привил любовь к музыке мне? В моём детстве не было компьютеров, iPhone и iPad, но большинство детей посещали музыкальную школу. Это было очень почётно и престижно. Сейчас благосостояние людей выросло в разы, но посещение школы искусства не является популярным занятием. Дети с большим удовольствием стучат по клавишам компьютера. С экрана монитора льётся громкая музыка, которая заставляет делать движения телом, но не даёт современным детям пищу для души, фантазий и грёз. Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной стоит проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от «низкопробного ширпотреба». Поэтому очень важной задачей для себя считаю формирование у юного поколения высоких духовных потребностей и разносторонних художественных способностей. Музыка, как самый удивительный вид искусства, влияет на наши эмоции, рассказывает нам о том, что невозможно выразить словами. Современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития - проблеме расширения сознания, развитии эмоционального интеллекта, потенциальных способностей, которые даны человеку от природы. В раннем и дошкольном детстве ребёнок обладает огромным багажом возможностей, и роль педагога - помочь ему овладеть хотя бы их частью. Музыкальная деятельность развивает творческое воображение, расширяет палитру эмоционального, образного восприятия, что даёт детям не только возможность быть успешными в различных видах художественно-творческой деятельности, но и в будущем поможет им реализовать свои желания и мечты. Если человек, не обладающий хорошим музыкальным слухом, чувством музыкального ритма или другими музыкальными способностями, любит музыку, чувствует её, стремится слушать, заниматься ею, значит он - музыкален. С этим я связываю основную цель музыкального воспитания дошкольников. Влюбить детей в музыку, развить эмоциональную отзывчивость на неё, воспитать культурного человека: определяющая задача педагога. Иногда, я задумываюсь над тем, что такое воспитание музыкой - тяжёлый труд или взлёт души? Поиск ответа на этот вопрос продолжается. И когда после общения детей с музыкой я вижу открытые рты, морщинки на лбу, слезы на глазах – ответ найден…