Элеонора Нестерчук
Эссе «Моя философия дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Воспитатель МБДОУ №17 Нестерчук Э. В.
Эссе "Моя философия дошкольного образования".
"Я – педагог, но а в душе совсем ребёнок,
И нравится мне каждую минуту, день и час,
Учить детей дружить, любить, мечтать, играть почти с пелёнок,
Чтоб мир для них был чище и светлей во много раз!"
Публикация «Эссе „Моя философия дошкольного образования“» размещена в разделах
Я пришла работать в детский сад в 2004 году на должность помощника воспитателя в первую младшую группу. Моей дочери тогда было почти три года. Сначала я не задумывалась о профессиональном росте, потому что много времени и сил отнимали насущные проблемы, так как дочь воспитывала сама. Работая в детском саду, мне стало понятно какой тяжёлый и ответственный труд воспитателя. Ежедневно, выполняя свои обязанности, я почувствовала, что мне всё больше и больше нравится проводить время с детьми: играть с ними, заботиться о них. Я всегда любила детей и мечтала стать воспитателем. Считаю, что среди множества различных профессий на земле эта - самая интересная и результативная. Поэтому решила стать воспитателем и поступила в ГОУ СПО РО Каменский педагогический колледж по программе «Дошкольное образование». Было совсем нелегко, но возможность работать по специальности позволила мне с огромным интересом применять полученные знания на практике.
К работе воспитателя я приступила в феврале 2007 года. Работаю в МБДОУ № 17 восьмой год. В результате своей педагогической деятельности меня заинтересовало психолого-педагогическое развитие детей дошкольного возраста. Концепцией модернизации российского образования определены цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Для реализации этого направления в настоящее время я получаю высшее образование в ДГТУ в г. Шахты по специальности «Психология личности». С моей точки зрения, это тоже очень важное занятие, захватывающее воображение целиком и полностью. Это область, в которой всегда нужно совершенствоваться и чему-то постоянно учиться.
Основной проблемой моей деятельности является «Развитие личности ребёнка в игре», ведь игра – основной вид деятельности дошкольника. Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребёнок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощён познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности. В своей работе с детьми младше-среднего возраста, я отметила, что главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками- заместителями. Продолжительность игры небольшая. Дети 3-4 лет ограничиваются игрой с одной- двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры они могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Игровая деятельность детей 3-5 лет разнообразна. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки, манипулятивные с предметами (двигающимися предметами, игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой. К пятому году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются конструировать несложные постройки, такие как «гараж для машин», «автобус», «корабль», «поезд», «самолёт». На четвёртом году жизни проявляется стремление детей к коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто играют, забывая, что около них находятся товарищи, а впоследствии уже вся игра принимает коллективный характер, хотя строгого распределения нет, и дети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется. Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим никакой работы для воображения и требующим высшей осторожности в обращении с ними. В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра, причём, как сюжеты или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся всё более разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные, общественной жизни, а также материал сказок и рассказов. Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки.
В своей работе в режиме дня я отвожу значительное место самостоятельным играм. Безусловно, никто не отрицает воспитательное и развивающее значение обучающих и подвижных игр: они служат естественной формой передачи детям знаний и умений, обогащают социальный опыт и являются основой творческих игр. Но всем хорошо известно, что самой эффективной формой игры является самостоятельная сюжетно-ролевая игра. Я стараюсь создавать предметно- развивающую среду для сюжетно-ролевых игр, правильно отбирать игровое оборудование, детскую художественную литературу. Но этого ещё не достаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Моя практика показала, что пока ребёнок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому я в любом виде детской деятельности, разумно опекая, предоставляю ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Естественно, я не навязываю своим воспитанникам игру, но и не оставляю её без руководства.
Прежде чем повлиять на ход игры, я каждодневно не только наблюдаю детские игры, но и учусь «видеть игру». Мне важно знать во что и как играют дети. Мальчики любят играть в (военных, шофёров, сооружают «парковки для машин, автобусы, гаражи, корабли, поезда, самолёты». Конечно, если ребята просят им помочь с постройками, я с удовольствием принимаю участие. Девочки любят наряжаться и играть в дочки- матери. Я считаю, что это поучительная игра. Девочки учатся ухаживать за куклами- малышками. Приобретают навык кормить, купать, играть и развлекать кукол-малышек. Игра дочки- матери по истине первая игра, в которую играют девочки с раннего возраста. В играх они копируют поведение мам и становятся ответственными и заботливыми. Ещё дети любят осваивать мотивы и цели деятельности взрослых, такие как парикмахерская, больница, семья. Девочки любят сервировать стол к чаю для игры «День рождения куклы Кати». В играх ярко проявляется стремление дошкольников жить общей со взрослыми жизнью, невзирая на то, что общественная значимость отдельных её сторон им пока не доступна.
Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Я стараюсь приносить детям радость и улыбки, ведь идти по жизни с улыбкой - это один из главных моих жизненных принципов. А дети, подобно губке впитывают в себя позитив и отвечают мне взаимностью. Для меня моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя весь мир. Глядя в эти детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая Вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.
Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.
Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.
Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а главное - любовь.
Дети – самая большая ценность на Земле, это то, во имя кого мы живём!