Ольга Джулай
Эссе «Моя педагогическая философия» на конкурс «Воспитатель года 2015»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я хочу, чтобы время, проведенное
малышом в детском саду,
было временем для жизни –
радостной, полной красок и открытий»
А. Г. Асмолов
Педагогическая профессия зародилась вместе с человеком, ведь люди с незапамятных времен передавали свой жизненный опыт из поколения в поколение, от отца к сыну, и каждый человек мог почувствовать себя воспитателем, наставником потому, что делился с потомками своими знаниями и опытом.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“ на конкурс „Воспитатель года 2015“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
По мнению Марии Эбнер – Эшенбах «тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель». Я придерживаюсь такой же позиции, ведь только помня себя в этом прекрасном, беззаботном возрасте, можно правильно оценить поведение детей, с которыми имеешь дело на данный момент. Многое в жизни человека зависит от того, как прошло его детство, как его воспитали, какое представление о мире заложили в раннем возрасте, какие качества помогли развить. Таким образом, чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым. Мое детство было счастливым и радостным, насыщенным удивительными событиями. С самого детства я знала, что стану воспитателем. Уже тогда мне очень нравилось играть с маленькими детьми, заботиться о них, ухаживать, учить тому, чему научили в свое время меня.
Сегодня, став педагогом, приобретя немалый стаж, я стремлюсь сделать каждый день, проведенный детьми в детском саду игрой и сказкой, невероятным приключением, открытием, добрым переживанием. Мне нравится быть для своих дошколят другом, партнером, фантазером, волшебником. Мне, воспитателю, важно помочь детям открывать удивительный мир и то чудесное, что было им неизвестно; научить видеть и слышать невероятное разнообразие мира, сохранить в душе радость счастливого детства на всю жизнь.
«У ребенка свое умение видеть, думать и чувствовать: нет ничего глупее, чем пытаться подменить это умение нашим (Жан- Жака Руссо)». Чрезвычайно важно понимать эту уникальность каждого ребенка, работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, такие дети осваивают все новое медленно, они нуждаются в особой поддержке и помощи взрослых, побуждающей каждого ребенка к самостоятельности, инициативности и творчеству. Мои воспитанники, дети с общим недоразвитием речи, требуют индивидуального подхода, благодаря которому становится возможным их успешное развитие через особый темп и организацию обучения, использование специфических приёмов и способов коррекционно-развивающей работы.
Свою коррекционно-педагогическую работу с детьми я строю, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности дошкольников с общим недоразвитием речи, имея установку на положительный результат обучения.
В своей педагогической деятельности воспитателя логопедической группы я придерживаюсь позиции партнера, друга каждого ребенка, стремлюсь принимать их заботы и дела, как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая эмоциональные состояния, переживания каждого ребенка, его чувства и устремления, я готова к партнерству, к тому, чтобы дошкольники сами стали моими соратниками в своем же воспитании.
Я считаю, что воспитатель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ребенка. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания.
Сегодня, на этапе перемен в дошкольном образовании, мы поддерживаем новые идеи о создании в детском саду атмосферы праздника, открытий, радости творчества. Эти преобразования потребовали от меня, воспитателя, поиска новых идей, опыта, знаний, без которых невозможно создать в детском коллективе ситуацию содеятельности, сотворчества, сотрудничества.
Ребенок познает мир в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности, и чем многогранней эта деятельность, тем больше жизненный опыт дошкольника. Задача взрослых - создать такие условия, чтобы ребенок как можно больше познавал, чтобы его окружало организованное развивающее пространство. Многолетний опыт педагога-практика помог мне найти свою форму организации образовательного и воспитательного процесса с детьми. Этой формой стала театрализованная деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи.
Театрализация побуждает детей к бурной, эмоционально и коммуникативно насыщенной деятельности. Каждый прожитый день становится неповторимо ярким. От театрализованной игры, через театрализацию к познанию – вот мое педагогическое кредо.
Вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в освоение новой роли, действия, переживания, создает ситуацию и познания, и открытия, и фантазии. Театрализация позволяет в наш компьютеризированный, технический век подарить детям весёлую, яркую, цветную сказку, созданную с любовью и добротой собственными силами.
Сотворчество, содеятельность, сотрудничество в театрализованной деятельности способствуют творческому самовыражению моих воспитанников. Опыт нашей работы нашел отражение в методическом пособии «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР через этюды и театрализованную деятельность».
Много лет я работаю в педагогическом коллективе, где главной задачей является поиск новых творческих идей. Моё внимание всегда привлекало практическое применение нестандартных технологий образования, особенно в области коммуникации. Я не могу сказать сейчас, кем будет каждый мой воспитанник в будущем, но все они смогут овладеть навыками свободного общения, инициативы и партнерства, станут личностями творческими и незаурядными.
Моими надежными и креативными партнерами в работе стали родители воспитанников. Родители остаются для ребенка главным примером, тогда как воспитатель выступает лишь проводником для ребенка на начальном этапе социализации. Родители моих воспитанников всегда в курсе всех событий нашей повседневной интересной и увлекательной детсадовской жизни. Они не сторонние наблюдатели, а активные участники и помощники. Совместно с родителями я стремлюсь посеять в детских душах доброту, взаимопомощь, инициативу, творчество, самостоятельность, уверенность в себе, те качества, которые им в дальнейшем помогут жить в мире непредсказуемых событий. И, по моему мнению, мне это удается.
Но самый главный и важный момент - нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. Когда ты приходишь на любимую работу, отдаешь всю себя детям, видишь их улыбки и радостные глаза, именно тогда ты чувствуешь себя поистине счастливой. Именно тогда ты в полную силу понимаешь собственную значимость в судьбе каждого из детей. Я осознаю это и не могу останавливаться на достигнутом. Все также я буду развиваться сама, помогая развиваться детям.