Ирина Владимировна Коротченко
Экспериментирование в детском саду в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование «Что умею расскажу, научу и покажу» с детьми старшей группы «АБВГДЕЙКА»
.
Умейте открыть перед ребёнком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл
перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал".
Сухомлинский В. А.
Публикация «Экспериментирование в детском саду в старшей группе» размещена в разделах
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности. В ходе детского экспериментирования интегрируются задачи всех образовательных областей. Экспериментирование связано со всеми видами детской деятельности. Лучший способ познания законов химии, биологии и физики вместе с ребенком — это эксперименты для детей. Они бывают простыми и сложными, абсолютно наглядными и направленными скорее на воображение. Но они неизменно интересные.
Работа по данному направлению была поделена на несколько этапов:
1. Изучение темы, поиск наиболее приемлемых видов опытов для детей старшей группы.
2. Работа с родителями (ознакомление с темой, предоставление выбранных педагогом опытов, предложенные словесные инструкции к опытам).
3. Проведение опыта в домашних условиях, подготовка видеоматериалов проведения опытов.
4. Передача полученного опыта в детском коллективе группы «АБВГДЕЙКА».
Мы предложили родителям провести опыты с детьми дома, использовать данные нами на дом словесные и практические инструкции по проведению и представлению опытов, снять короткие видеофильмы проведённых экспериментов детьми и, как результат, предложить нашим юным «учёным» рассказать, показать и научить остальных детей группы проводить эти опыты. Совместная деятельность показала, что данный вид работы является эффективным по данному направлению.
Классификация наблюдений и экспериментов
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :
— опыты с объектами неживой природы;
2. По месту проведения опытов:
— в групповой комнате;
3. По количеству детей:
— групповые (5—10 детей);
— коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
— запланированные;
5. По характеру включения в педагогический процесс:
— систематические.
6. По продолжительности:
— кратковременные (от 5 до 15 минут);
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
— повторные;
— заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
10. По характеру познавательной деятельности детей:
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
— решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.
Лампа из лавы. Проводит Калькоф Герман
Чтобы получить дома настоящую лавовую лампу, необязательно ее покупать. Благодаря реакции шипучей таблетке, которую она провоцирует, можно добиться такого же эффекта. Главное — выбрать подходящий стеклянный сосуд.
Что понадобится: растительное масло, вода, любой пищевой краситель, шипучая таблетка.
Что делаем:
1. Наливаем растительное масло в любую вытянутую стеклянную емкость;
2. Добавляем воду.
3. Капаем немного пищевого красителя в емкость
4. Бросаем шипучую таблетку.
Сколько времени занимает эксперимент : 5 минут
Разноцветное молоко, которое движется Проводит Ерошенко Егор
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Что делаем:
1. Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
2. С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
3. Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
4. Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.
Сколько времени занимает эксперимент : 10 минут
«Необычный коктейль» :разная плотность жидкостей.
Проводит Елисейцев Владимир
Понятие плотности вводится уже в школьном курсе физики. Но этот небольшой эксперимент поможет маленькому исследователю понять, что даже жидкости могут иметь разные плотности. Приступим!
Что понадобится: прозрачный высокий стакан, вода, жидкий краситель, жидкое мыло, подсолнечное масло, четыре мерных стаканчика.
Что делаем:
1. Наливаем все жидкости в мерные стаканчики;
2. Смешиваем воду и краситель;
3. Заливаем в высокий стакан жидкое мыло;
4. Сверху выливаем подкрашенную воду;
5. Потом в высокий стакан добавляем подсолнечное масло.
Сколько времени занимает эксперимент : 15 минут
Дождь из тучки Проводят Берсенёвы Дарья и Юлия
Оказывается, можно сделать настоящую тучку у себя дома. Чтобы реализовать эту яркую идею, понадобится довольно неожиданный материал, а именно пена для бритья. Но не сомневайтесь в этом эксперименте, он все еще простой и понятный.
Что понадобится: баночка с водой, пена для бритья, пищевые красители любых цветов.
Что делаем:
1. Растворите красители всех заранее заготовленных цветов;
2. На заполненную водой баночку вылейте пену в виде тучки;
3. Залейте поверх пены краситель и наблюдайте, как из тучки появляется разноцветный дождь.
Сколько времени занимает эксперимент : 15 минут
Зажигаем радугу. Проводит Калькоф Герман
Есть лишняя пачка Skittles? Тогда обязательно воспользуйтесь этим вариантом игры с ребенком. Выходит уж очень наглядно. И, конечно, заставляет задуматься о том, как работают пищевые красители.
Что понадобится: тарелка, вода и пачка конфеток Skittles.
Что делаем:
1. Налейте в тарелку чистую воду;
2. Выложите по краю тарелки конфеты;
3. Ждите, пока не начнется химическая реакция, и наблюдайте, как к центру тарелки сходится радуга.
Сколько времени занимает эксперимент : 5 минут
Источник: https://schooldistance.ru/30-krutyh-eksperimentov-dlya-detey-eti-detskie-opyty-legko-sdelat-v-domashnih-usloviyah