Елена Кравченко
Повышение уровня коммуникативной компетентности дошкольников посредством развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель – воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успенский район - Кравченко Е. М.
Коммуникативная компетентность - это система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В ее структуре выделяются следующие компоненты : когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Эти компоненты не являются частями целого. Содержание каждого компонента раскрывается через другие. Во время общения все компоненты должны быть включены в работу.
Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения. Ребенок учится общению неосознанно, наблюдая за общением близких людей, подражая им.
Ценностно-смысловой компонент - это личностные ценности, самооценка и оценка собеседника, которые регулируют общение и придают ему определенный смысл. Начиная с дошкольного периода и продолжая в младшем школьном возрасте, следует формировать самопринятие, самоуважение и принятие, и уважение других людей. Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если "Я" уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий.
Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность старшего дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сенситивен для воспитания личностных черт, в младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут коррекционные мероприятия.
Эмоциональный компонент, прежде всего, связан с созданием эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией прогнозированием ситуации общения.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт.
Очень часто трудности в общении испытывают дети с недоразвитием речи. Так как это отклонение в развитии сопровождается не только незрелостью отдельных психических функций, но и особенностями эмоционально-личностной сферы.
Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, ограниченный объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Общение со сверстниками становится все более и более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Так как ребёнок с недоразвитием речи мало общается, он не может быть интересным для сверстников, поэтому часто чувствует себя уязвлённым и отвергнутым. Все это приводит к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём "Я", которое замкнуто и обособлено от других. Отчуждённое отношение к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Как известно, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе : много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Как же можно повысить коммуникативные компетенции через развитие мелкой моторики рук дошкольников?
В группе я стараюсь создать среду таким образом, чтобы она определяла направленность деятельности воспитанников, и в то же время решала задачи на развитие мелкой моторики рук. Так как основной вид деятельности дошкольника – игра, в первую очередь, я приступила к улучшению материалов и оборудования для сюжетно-ролевых игр. Для мальчиков созданы:
- плотницкая мастерская: они работают инструментами: пилят, забивают гвозди и т. д. ;
- автосервис: разбирают и собирают детали машин.
- конструкторское бюро: здесь создаются проекты домов, машин, оружия из конструктора типа «Лего», «Кроха», кубиков разных размеров, форм и фактуры.
Для девочек следующие игры:
- салон красоты и здоровья: девочки делают массаж, причёски, маникюр и т. д. ;
- ателье мод: выбирают нужный материал, примеряют куклам и посетителям.
В группе оборудован уголок развития мелкой моторики : здесь ребята играют с мозаикой, катушками, нанизывают бусы, выкладывают узоры и фигуры из волшебных пуговиц, учатся завязывать шнурки и и распутывать узлы и т. д.
В центре театра и музыки имеются разные виды театров, которые играют важную роль в развитии мелкой моторик рук, и, соответственно, речи воспитанников: пальчиковый и настольный театр, театр теней. Ребята очень любят перевоплощаться в любимых героев, устраивают представления.
Очень нравятся детям пальчиковые игры. Их мы начинаем с самомассажа. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают с помощью рук и пальцев животных предметы, птиц. Всё это сопровождается интересным текстом, который мы чётко и правильно проговариваем. Одновременно происходит общение ребенка со взрослым, детей между собой и на тактильном уровне
Очень большое значение имеют разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликации, конструирование. В центре искусств изготовлены трафареты на разные темы в соответствии с тематическими неделями. Работа с ними увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомляемости. Стараюсь прививать любовь к изготовлению поделок из природного и бросового материала, пластилина. Это очень кропотливая и трудная работа, которая развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересны занятия с использованием бумаги, разных круп, счётных палочек, пробок и т. д. Бумагу дети рвут, мнут, разглаживают, крупы перебирают, из счётных палочек и пробок строят узоры. Упражнения эти имеют терапевтический характер, успокаивают нервную систему. Использую нетрадиционные приё мы рисования: ладошкой, пальцами, оттиском смятой бумаги, поролоном и т. д.
Все эти виды деятельности проходят в тесном контакте детей между собой, со взрослым. Развивая мелкую моторику, развивается речевой центр головного мозга. Дети начинают лучше говорить, заметно увеличился объем активной речи. Им хочется больше рассказать, у них это получается лучше, а значит, они становятся увереннее в себе, интереснее для окружающих. Ребята выходят за пределы своего «Я» в пространство «Мы». Общение между детьми становится более дружелюбным, желанным.