Алевтина Белоногова
Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе с детьми, способствующей развитию мелкой моторики рук детей.
Задачи:
установление доверительных отношений с родителями;
формирование у родителей положительного отношения к детскому саду;
способствование сплочению коллектива родителей;
Публикация «Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста „Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
активизация творческого потенциала родителей;
формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук;
обучение родителей играм и упражнениям для самостоятельной работы с детьми, способствующей развитию мелкой моторики детей;
закрепление знаний и умений родителей работать с детьми, подбирать и самостоятельно изготавливать атрибуты для игр на развитие мелкой моторики рук детей.
Ожидаемый результат:
Повышение знаний и компетенций родителей относительно значения развития у детей мелкой моторики рук;
Активизация работы родителей по заданной тематике;
Улучшение показателей развития у детей мелкой моторики через самостоятельную работу с ними родителей.
Участники: воспитатель, родители детей группы раннего возраста
Предполагаемое время: 40 минут
Оборудование: проектор, презентация, атрибуты для развития мелкой моторики (массажный мячик, мячик-ёжик, грецкие орехи, карандаши, зубные щётки, миски с бобовыми, трафареты, прищепки, игры со шнурочками, манка, воздушные шары, маркеры, коллекция игрушек, листки, ручки, памятки.
Ход мероприятия:
Заранее подготовлен «круглый стол», за который сядут родители. На каждого родителя на столе лежит лист с ручкой. Посередине стола лежат массажный мячик, мячик-ёжик, грецкие орехи, карандаши, зубные щётки. Подготовлена коллекция игрушек, способствующая развитию мелкой моторики рук детей. Подготовлен проектор для показа презентации.
Приветствие с родителями
Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада приветствовать вас на этом родительском собрании!
Прежде чем перейти непосредственно к теме нашей с вами встречи сегодня, предлагаю вам выполнить следующее упражнение. Оно поможет нам расслабиться и мысленно вернуться в свое беззаботное и светлое детство!
Занятие для разрядки обстановки
Упражнение «Глаза в глаза».
Участники разбиваются на пары и в течение 3-5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.
Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детским воспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящий момент.
Вопросы к родителям
Уважаемые родители, как вы думаете, почему на столе лежат именно эти предметы?
(Ответы родителей)
Какое отношение они могут иметь к развитию ваших детей?
(Ответы родителей)
А что вы знаете о мелкой моторике?
(Ответы родителей)
Теоретическая часть (показ презентации + рассказ)
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это связано с тем, что менялся окружающий детей мир, в том числе предметы обихода и элементы одежды. Еще в ХХ веке не было обуви и одежды на липучках. Однако были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики. Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. Сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.
Что же представляет собой мелкая моторика?
Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира.
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Таким образом, как мы видим, развитие мелкой моторики с раннего возраста имеет колоссальное значение для ребенка.
Сегодня мы с вами рассмотрим многочисленные способы ее развития как в виде массажа, так и в игровой форме, ведь, как известно, игра – основной вид деятельности дошкольников, в процессе которого он познает мир и развивается умственно и физически. Кроме того, сегодня мы попробуем самостоятельно изготовить полезную игрушку для ребенка. Итак, начнем.
Практическая часть
Занятие № 1.
В последнее время многие педагоги внедряют массаж пальцев рук. Даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.
Можно проводить массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (массажным мячиком, мячиком-ёжиком, воздушным шариком с наполнителем, грецкими орехами, карандашами, сенсорными подушечками, зубными щётками и т. д.)
Для наглядности я покажу вам, как это делается. Параллельно вы будете делать это самостоятельно. Возьмите ваше «орудие» (карандаш, массажный шарик и пр., зажмите его между ладонями и катайте, приговаривая, например, если это карандаш, следующий стишок:
Карандаш в руке катаю,
Я ладошки растираю.
Я ладошки разотру,
Рисовать потом пойду.
Если это грецкий орех, то можно такую приговорку:
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
Хорошо, молодцы, родители! Данное упражнение совсем несложное в исполнении, поэтому и с малышами проблем не возникнет.
Занятие №2.
Также популярным методом развития мелкой моторики рук выступают игры-потешки. Дети с удовольствием выполняют упражнения таких игр. Наиболее известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Итак, сейчас я продемонстрирую, а вы потренируетесь вместе со мной. Загибаем поочередно пальцы рук, приговаривая:
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Можно этот же стишок использовать для легкого массажа ручки. Растираем тихонько каждый пальчик от основания вверх, вот так (воспитатель демонстрирует).
Занятие №3.
Интерес также представляют игры с крупами. Для проведения таких игр используются предметы еды, которые есть в каждом доме – крупы или бобовые. Кроме того, можно изготовить массу усложненных вариантов игр, например, разукрасить фасоль в разные цвета и просить детей выложить из нее узоры или раскладывать в разные миски в соответствии с цветом. Такая игра будет решать сразу несколько задач обучения – развитие мелкой моторики, распознавание цветов, улучшение памяти и творческих способностей.
Итак, переходим к упражнениям. Данное упражнение называется «Кто в домике живет?». У меня в руках миска с сухим горохом. Внутри нее спрятана маленькая игрушка. Можно попросить ребенка найти там данную игрушку. Попробуйте сделать это сами. Летом можно прятать игрушки, например, в песке.
Хорошим упражнением является также упражнение на рассортировку нескольких видов круп из одной миски. Называется оно «Угощение для птиц». У меня в руках миска с фасолью и горохом. Нужно рассортировать крупы по двум разным мискам. Попробуйте сделать это сейчас.
Занятие №4.
Очень интересными и полезными для развития мелкой моторики являются игры с прищепками. Таким играм дети обучаются постепенно: дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом надевать.
Одной из самых распространенных игр с прищепками является игра «Ежик» или «Солнышко». Для проведения данной игры заранее изготавливается картонный трафарет туловища ежика (можно изготовить несколько разных цветов, соответствующих цвету прищепок).
Итак, у меня в руках такой трафарет. Просим детишек нанизывать «колючки» ежика, приговаривая:
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
Важно, чтобы дети правильно держали прищепки, не всей рукой, а двумя пальчиками. Родители, возьмите в руки трафарет и попробуйте сами.
Очень простой и подходящей даже самым маленьким является игра «Щип-щип». Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также поможет изучить с крохой части тела.
Занятие №5.
Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов:
1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.
2. Пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
3. Изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
Демонстрация развивающих игрушек
Ну вот мы и ознакомились с некоторыми видами игр и способами их использования. Как вы понимаете, это неисчерпывающий перечень игрушек, способствующих развитию мелкой моторики рук детей.
Позвольте продемонстрировать игрушки, находящиеся в наличии в нашей группе. Среди них есть как игрушки фабричного производства, так и самодельные.
Воспитатель демонстрирует родителям игрушки, сопровождая их комментариями.
• Строительный набор. Ребенок осваивает понятие «большой», «маленький». Разнообразные конструкторы способствуют развитию мышления, фантазии и мелкой моторики.
• Игрушки с прорезями. Подобные игры учат ребенка соотносить форму, размер и цвет, развивает познавательные навыки, моторику рук.
• Лото для самых маленьких. Ребенок запоминает объект, слово.
• Мозаика. Развивает тонкие движения пальцев. Закрепляет знания цветов.
• Игры со шнуровкой (ботинок, пуговица) учат ребенка навыкам самообслуживания.
Изготовление игрушки
Воспитатель: - А теперь мы попробуем самостоятельно изготовить простую, но полезную и интересную для детей игрушку, состоящую из двух компонентов – воздушного шара и наполнителя – манки. Обратите внимание, что шар должен быть сделан из прочного латекса.
Воспитатель демонстрирует и комментирует работу. Родители повторяют действия за воспитателем.
Воспитатель: - Все просто: нужно слегка надуть шарик и всыпать в него содержимое. Затем туго завязать. Перманентным маркером можно нарисовать смешные рожицы. Перебирать, мять и что-то лепить из получившихся шаров – одно удовольствие!
Вопросы родителей
Воспитатель: - Ну вот и подходит к концу наше родительское собрание. Если у вас остались какие-либо вопросы, задавайте, я с удовольствием на них отвечу!
Родители задают вопросы.
Итог
Воспитатель: - А теперь, будьте добры, ответьте на вопросы о нашем занятии. Перед вами лежат листочки и ручки. Напишите, пожалуйста, что бы вы хотели воплотить в жизнь из приобретенных знаний, умений; что вам понравилось больше всего из нашей встречи сегодня.
Родители пишут на листочках и кладут в сумку, воспитатель зачитывает.
Воспитатель: - Уважаемые родители, мне было очень приятно с вами сегодня работать! Напоследок хотелось бы обобщить и систематизировать полученные вами знания с помощью этих памяток.
Воспитатель раздает родителям памятки «Правила проведения упражнения для развития мелкой моторики»