Светлана Осипова
Экспериментально-исследовательская деятельность в группе второго года обучения «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизировать знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык, кожа) и их функциях.
Задачи:
1) образовательные: Учить определять с помощью органов чувств запахи, вкус, звуки. Научить выявлять зависимость видения объекта от расстояния до него. Закрепить умение выполнять инструкции воспитателя.
2) развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в группе второго года обучения „Органы чувств“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
3) воспитательные: Воспитывать умение сотрудничать, проявлять взаимопомощь, закреплять культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: белые халаты, презентация к загадкам, компьютер, экран, коробочки с различными запахами, две баночки (соль, сахар, аудиозапись голосов домашних животных, ватные палочки, карточки-картинки для каждого ребенка, ложка, вата, щётка, расчёска, правила-знаки на карточках.
Ход экспериментально-исследовательской деятельности :
1. Организационный момент.
Воспитатель в костюме доктора:
– Добрый день! Ребята, меня зовут доктор Медуница. Я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. Сегодня я приглашаю вас в свою лабораторию и предлагаю провести вместе со мною интересные опыты. Хотите? (Да).
- Тогда надевайте белые халаты и начнём!
2. Основная часть.
- Сначала отгадайте загадку (загадки сопровождаются презентацией) :
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(нос)
Воспитатель:
- Молодцы! А вот и первый опыт. Сначала вам надо определить, в какой из этих коробочек, какие продукты находятся, не открывая их. Как вы можете это сделать?
Дети:
-Понюхать коробочки.
Воспитатель дает каждому ребенку по коробочке с запахом продукта, и те определяют, что в них лежит.
Дети называют запахи (кофе, чеснок, апельсин, огурец)
Воспитатель:
- Вот как нас выручили наши носики! А чтобы они были здоровыми и не подводили нас, о них нужно заботиться: не толкать в нос посторонние предметы, не вдыхать незнакомые вещества и горячий пар, вовремя лечить простуду.
Воспитатель:
- Отгадайте вторую загадку :
Не любитель он молчать.
Даже может заскучать,
Если держат за зубами.
Кто же он, скажите сами?
(язык)
Воспитатель:
- Отлично! А теперь попробуйте определить, в какой баночке находится соль, а в какой сахар. Как вы можете это сделать?
Дети отвечают.
Проводится опыт «Определи на вкус» : воспитатель предлагает детям смочить ватную палочку в воде, обмакнуть в содержимом баночки №1 и определить вкус. То же самое с баночкой №2.
Физминутка.
Бережём глаза и уши,
Чтобы лучше видеть, слушать.
Кожу тоже бережём –
С мылом моем, чисто трём!
А потом идём гулять,
Бегать, прыгать и скакать!
Свежим воздухом дышать!
Воспитатель:
- Третья загадка:
У зверушки – на макушке,
А у нас – ниже глаз.
(уши)
Воспитатель включает запись с голосами домашних животных на ферме.
Дети определяют, чьи голоса они услышали.
Воспитатель:
- Ребята, а что нам помогло различить эти голоса?
Дети:
- Наши уши.
Воспитатель:
- Что нужно делать, чтобы наши уши не болели?
Дети:
- Носить в холод шапку, не кричать громко, мыть уши.
Воспитатель:
- Ещё одна загадка:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
(глаза)
Воспитатель:
- Умницы! Ребята, а сейчас я вам раздам каждому картинку. Вы должны закрыть глаза и поднести эту картинку вплотную к своему лицу, посмотреть на неё и сказать, что на ней изображено.
Дети выполняют задание и говорят, что не видят изображение картинки.
Воспитатель:
- А что надо сделать, чтобы увидеть?
Дети:
- Отодвинуть картинку подальше.
Воспитатель подводит детей к выводу: чтобы увидеть предмет, надо охватить его взглядом, трудно рассмотреть предмет, если он очень близко.
Воспитатель:
- Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Что надо делать, чтобы глазки не болели?
Дети перечисляют правила:
• Нельзя тереть глаза грязными руками.
• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
• Нельзя долго играть в компьютерные игры
• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Воспитатель:
- А сейчас я хочу рассказать вам ещё об одном удивительном органе чувств. Отгадайте последнюю загадку:
Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это (кожа)
Воспитатель:
- Кожа – важный орган. С её помощью мы тоже получаем информацию о мире, можем определить тёплый предмет или холодный, гладкий или колючий, сухой или мокрый и многое другое. У меня в руках чудесный мешочек. Попробуйте определить, что в нём лежит, не заглядывая:
ложка (холодная, гладкая, твёрдая);
вата (мягкая, лёгкая, тёплая, пушистая);
расчёска (твёрдая, с зубцами);
щётка (колючая).
3. Заключение
Воспитатель:
- Наша экскурсия по моей лаборатории подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора.
- А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают и о том, что о них нужно заботиться.
Воспитатель:
- Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания!