Ирина Рыжова
Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшей группы «Всё обо всем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: Образовательные.
1. Продолжать знакомить детей со свойствами материалов.
2. Закрепить умение правильно измерять объём вещества.
3. Учить детей самостоятельно проводить опыты, формулировать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
4. Дать понятие детям о плавучести предметов, и её зависимости от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Развивающие.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшей группы „Всё обо всем“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного проведения опытов по схеме – заданию на рабочем листе.
2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Воспитательные.
1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать сотрудничество, аккуратность во время проведения эксперимента, взаимопомощь и доброту.
2. Учить детей работать в подгруппах.
Материалы: Таз с водой, предметы из разных материалов (пробка, перо, бумага, камни, и т. д.) краски, кисти, стаканы с водой, крупа, ложки разного размера, пластилин.
Ход: Сегодня, мы с вами, учёные - исследователи. Пройдём в научную лабораторию, нас ждёт серьёзная работа. Дело в том, что сегодня в детский сад пришло заказное письмо из Московского университета. Доктор биологических наук, профессор «Всезнамус». (Читаю.) «Уважаемые юные исследователи! Обращаюсь к Вам сегодня с просьбой о помощи. Учёные нашего института, очень загружены работой. Большое количество исследований, научных расчётов, заданий, отчёты о проделанной работе. Мы не справляемся, и не успеваем выполнить заказ по данным схемам – заданиям. Поэтому, пересылаем их Вам и очень просим Вас помочь выполнить работу. Результаты незамедлительно, высылайте в Москву на наш адрес».
Ребята, Вы согласны помочь? Тогда, рассмотрим присланные нам задания. Посмотрите, их всего три. Значит, нам нужно разделиться на три группы, каждой группе по заданию. (Дети самостоятельно объединяются в группы, по желанию.) Посмотрите, как называется это задание? Ответы детей: «Определить, как получается данный цвет». Правильно, первое задание: «Как получается цвет?». Следующее задание? О: Д: (Второе задание определить объём сосуда). Правильно. Посмотрите, а как называется это задание? Д. : (Определить что тонет, что не тонет). Кто хочет выполнить первое задание? (Егор и Аня). Приступайте к работе, проходите к своему рабочему столу. Второе задание: «Определение объёма». Кто хочет его взять? Егор, Даша и Вадим. Хорошо, приступайте к работе. И последнее задание достаётся вам, Саша, Сёма и Артём. Приступайте к работе. Ребята, не забывайте записывать результаты на рабочий лист с заданием. Желаю вам успешной работы. Помогайте друг другу.
Дети самостоятельно работают. По необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатом.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Прошу всех собраться на учёный совет. Но, вначале, немного отдохнём после проделанной работы и разомнёмся.
Физкультминутка. Руки требуют заботы, ведь у них полно работы: трудно целый день писать, и лепить, и рисовать. Потянулись вверх. Потом руки шире разведём. Вот и всё конец зарядке. Сели вновь на стул ребятки.
Расскажите о том, какую работу вы выполнили, какого результата достигли, что нового узнали? Егор и Аня, кто из вас расскажет о проделанном эксперименте? Д. : (Мы проводили опыт на смешивание красок. Выяснили, что зелёный цвет получается при смешивании жёлтой и синей. Оранжевый — красный и жёлтый. Коричневый — синий и красный. Голубой — белый и синий). Егор, а как получается, розовый цвет? Если смешать чёрный и белый – какой цвет получится? Молодцы, Аня и Егор, вы хорошо поработали и правильно выполнили задание. Вадим, Егор Б. и Даша работали над измерением объёма. Кто из вас хочет рассказать? Рассказывает Даша. «Мы измеряли, сколько ложек крупы уместится в стакане. И выяснили, объё м нашего стакана: Чайных ложечек - 10. Игрушечных половников - 9. Столовых ложек - 7. Деревянных - 5.» Почему количество чайных ложечек в стакане, самое большое? А каких ложек меньше? Спасибо Даша и Вадик, вы справились с заданием. Артём, Саша и Семён расскажите о своём эксперименте. Рассказывает Артё м: «Мы проводили опыт «Что плавает, что тонет». В результате опыта выяснили: пуговица, перо, бумага, не тонут, а плавают на поверхности. Шуруп, ложка, скрепка, утонули. Вывод: лёгкие предметы вода удерживает на поверхности, железные тонут они тяжёлые». А карандаш, тонет в воде? Железная машина? Как ты думаешь, Артём, а пластилин, утонет в воде? Выслушиваю мнение детей. Дети: (Пластилин не утонет, он легче железного гвоздя). Воспитатель: Хотите, проверим? Я приготовила кусочки пластилина. Какой они формы? На что похожи? Опускаем пластилин в воду. Удерживает вода шарик пластилина? Дети: «Нет». Воспитатель: «Почему?» Дети: «Он тяжелее воды, в пластилине нет воздуха, и др.» Воспитатель: Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Попробуем? Можно сесть за стол лепить на подставке. Дети лепят лодки и, все вместе, опускают их на воду.
Воспитатель: Внимание отправляем лодки в плавание. Почему наши лодки не тонут? Может, вы, отломили от куска, пока лепили? Пластилин стал легче? А что тогда мы изменили? Какой формы он был раньше? А, теперь? (вытянутый, широкий, длинный.) Что мы изменили? (Форму кусочка). Правильно, форма имеет большое значение, она помогает удерживаться нашим лодкам на поверхности воды. Тяжесть кусочка пластилина теперь распределилась на большую поверхность воды и лодка не тонет. И настоящие лодки, так хорошо держатся на поверхности воды, что даже перевозят людей и грузы. Попробуем и в наши лодки поместить человечков или груз. Проверим, выдержат или нет? Оставим наши лодочки пока плавать. Мы ещё с ними поиграем.
Наше занятие подходит к концу. Вам интересно было сегодня заниматься? Что особенно понравилось? Что нового узнали? В следующий раз я научу вас мастерить лодки и из других материалов, а плавать мы их пустим в ручей, на улице. А сейчас, пора отправлять рабочие листы обратно в институт.