Ольга Кострикова
Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я воспитатель старшей группы детского сада №50. Хочу поделится с вами опытом по экспериментальной деятельности в ДОУ.
Работая в дошкольном учреждение я всегда стремлюсь искать новые методы и подходы для интеллектуального развития детей. На сегодняшний день в дошкольном образовании ведущим видом деятельности в познании окружающего мира является экспериментирование. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же, как и игровая. Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Все усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам чувствует.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В процессе организации экспериментальной деятельности мною была
-поставлена цель;
-предполагалось решение следующих задач
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую в своей работе - это опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Тематика исследований разнообразна.
В зависимости от характера, требований и поставленных задач эксперименты несколько различаются.
Случайные эксперименты я провожу экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное природе, в уголке природе или на участке, они специальной подготовки не требуют.
К плановым экспериментам я готовлюсь заранее :
-определяю задачи
-выбираю объект
-продумываю приёмы и методы работы
В процессе проведения плановых опытов пытаюсь задействовать каждого ребенка, занятия провожу и по подгруппам
и со всей группой. Наши опыты чем-то напоминают детям фокусы: они необычные. Дети на некоторое время превращаются в настоящих «ученых». Они надевают халатики (сшитые их родителями, прикрепляют бэйджики со своим именем, а главное - дети проделывают все сами. Все это способствует формирование у них познавательного интереса.
К экспериментам следующего вида я привлекаю того ребёнка, который задал вопрос, либо его товарища. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую самому установить истину,
проведя несложное наблюдение.
Детское экспериментирование дошкольников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности. Занимаясь опытами с детьми, я стараюсь жестко не регламентировать их продолжительность. Учитываю и индивидуальные различия детей и то, что им трудно работать без речевого сопровождения.
Основная моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный мной, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
В экспериментальной деятельности детей моя роль педагога остаётся ведущей, иначе эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеют познавательной ценности. И поэтому для успешного проведения опытов и экспериментов я соблюдаю следующие приемы руководства.
В группе мною была создана мини – лабораторией, которая называется «лаборатория учёных далматинцев». В этой лаборатории имеются различные центры. В них представлена предметная развивающая среда для проведения исследований:
-опытно-исследовательская лаборатория;
-комнатный «Веселый огород»,
где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения и их корневая система;
-макет почвы, где через стекло дети наблюдают за её составом и живыми организмами;
- собрана копилка «Морское дно», «Что у нас под ногами».
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с родителями, педагогами детского сада.
Моя система работы предусматривает тесную связь с семьёй.
Родителей привлекаю в союзники:
- предлагаю буклеты по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях;
- даю рекомендации, которые помогают в проведении совместных опытов и наблюдений;
Со своей стороны родители оказывают помощь в изготовлении костюмов для нашей лаборатории, в её оснащении.
Поэтому вполне естественно, что экспериментальная деятельность ребёнка находит поддержку и участие в семье.
Педагоги нашего детского сада плодотворно работают по внедрению экспериментальной деятельности в образовательную систему ДОУ. В нашем детском саду был подготовлен и проведен семинар-практикум «Роль педагога в формировании у детей навыков самостоятельной умственной и поисково-исследовательской деятельности». Итогом нашей совместной деятельности стала методическая площадка, прошедшая в начале 2013 года на базе нашего ДОУ, где мы всем коллективом презентовали результаты нашей кропотливой работы. Но мы не стоим на месте, работа по данной теме продолжается.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе и к окружающему миру.
И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Рассказала Вам друзья
Только часть о группе я!
Познакомиться хотите!
Жду Вас в гости у себя.
Для желающих поближе познакомиться с моей экспериментальной деятельностью двери моей группы всегда открыты.