Ольга Кострикова
Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Я воспитатель старшей группы детского сада №50. Хочу поделится с вами опытом по экспериментальной деятельности в ДОУ.
Работая в дошкольном учреждение я всегда стремлюсь искать новые методы и подходы для интеллектуального развития детей. На сегодняшний день в дошкольном образовании ведущим видом деятельности в познании окружающего мира является экспериментирование. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же, как и игровая. Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Все усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам чувствует.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В процессе организации экспериментальной деятельности мною была
-поставлена цель;
-предполагалось решение следующих задач
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую в своей работе - это опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Тематика исследований разнообразна.
В зависимости от характера, требований и поставленных задач эксперименты несколько различаются.
Случайные эксперименты я провожу экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное природе, в уголке природе или на участке, они специальной подготовки не требуют.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Я воспитатель старшей группы детского сада](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455433773.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Хочу поделится с вами опытом по экспериментальной деятельности в ДОУ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455433794.jpg)
К плановым экспериментам я готовлюсь заранее :
-определяю задачи
-выбираю объект
-продумываю приёмы и методы работы
В процессе проведения плановых опытов пытаюсь задействовать каждого ребенка, занятия провожу и по подгруппам
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Работая в дошкольном учреждение я всегда стремлюсь искать новые методы и подходы для интеллектуального развития детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455433847.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 На сегодняшний день в дошкольном образовании ведущим видом деятельности в познании окружающего мира является экспериментирование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455433863.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455433892.jpg)
и со всей группой. Наши опыты чем-то напоминают детям фокусы: они необычные. Дети на некоторое время превращаются в настоящих «ученых». Они надевают халатики (сшитые их родителями, прикрепляют бэйджики со своим именем, а главное - дети проделывают все сами. Все это способствует формирование у них познавательного интереса.
К экспериментам следующего вида я привлекаю того ребёнка, который задал вопрос, либо его товарища. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую самому установить истину,
проведя несложное наблюдение.
Детское экспериментирование дошкольников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности. Занимаясь опытами с детьми, я стараюсь жестко не регламентировать их продолжительность. Учитываю и индивидуальные различия детей и то, что им трудно работать без речевого сопровождения.
Основная моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный мной, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
В экспериментальной деятельности детей моя роль педагога остаётся ведущей, иначе эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеют познавательной ценности. И поэтому для успешного проведения опытов и экспериментов я соблюдаю следующие приемы руководства.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Мудрая китайская пословица гласит Расскажи и я забуду покажи и я запомню дай попробовать и я пойму](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434021.jpg)
В группе мною была создана мини – лабораторией, которая называется «лаборатория учёных далматинцев». В этой лаборатории имеются различные центры. В них представлена предметная развивающая среда для проведения исследований:
-опытно-исследовательская лаборатория;
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Все усваивается прочно и надолго когда ребенок слышит видит и сам чувствует](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434321.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Их провожу как на занятиях так и в свободной самостоятельной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434060.jpg)
-комнатный «Веселый огород»,
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Исследовательская деятельность исследований разнообразна](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434418.jpg)
где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения и их корневая система;
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 В зависимости от характера требований и поставленных задач эксперименты несколько различаются](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434476.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 и со всей группой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434500.jpg)
-макет почвы, где через стекло дети наблюдают за её составом и живыми организмами;
- собрана копилка «Морское дно», «Что у нас под ногами».
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с родителями, педагогами детского сада.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Наши опыты чем то напоминают детям фокусы они необычные](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434638.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Дети на некоторое время превращаются в настоящих ученых](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434653.jpg)
Моя система работы предусматривает тесную связь с семьёй.
Родителей привлекаю в союзники:
- предлагаю буклеты по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях;
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Они надевают халатики сшитые их родителями прикрепляют бэйджики со своим именем а главное дети проделывают все сами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434681.jpg)
- даю рекомендации, которые помогают в проведении совместных опытов и наблюдений;
Со своей стороны родители оказывают помощь в изготовлении костюмов для нашей лаборатории, в её оснащении.
Поэтому вполне естественно, что экспериментальная деятельность ребёнка находит поддержку и участие в семье.
Педагоги нашего детского сада плодотворно работают по внедрению экспериментальной деятельности в образовательную систему ДОУ. В нашем детском саду был подготовлен и проведен семинар-практикум «Роль педагога в формировании у детей навыков самостоятельной умственной и поисково-исследовательской деятельности». Итогом нашей совместной деятельности стала методическая площадка, прошедшая в начале 2013 года на базе нашего ДОУ, где мы всем коллективом презентовали результаты нашей кропотливой работы. Но мы не стоим на месте, работа по данной теме продолжается.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Все это способствует формирование у них познавательного интереса](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434733.jpg)
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе и к окружающему миру.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 К экспериментам следующего вида я привлекаю того ребёнка который задал вопрос либо его товарища](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-383320-1455434786.jpg)
И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Рассказала Вам друзья
Только часть о группе я!
Познакомиться хотите!
Жду Вас в гости у себя.
Для желающих поближе познакомиться с моей экспериментальной деятельностью двери моей группы всегда открыты.