МААМ-картинки

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Людмила Пановская
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Людмила Пановская

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93 «Солнечный лучик»» общеразвивающего вида

г. Владивостока.

Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника» размещена в разделах

Опыт работы по направлению: Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника

Подготовила:

воспитатель старшей группы

Пановская Л. В.

г. Владивосток

2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информационно-аналитическая записка. 3

2. Пояснительная записка. 5

3. Актуальность. 6

4. Цели и задачи. 7

5. Предполагаемый результат. 8

6. Основная часть. 9

7. Перспективно-тематический план кружка «Юный исследователь». 14

Список используемой литературы. 24

Приложения. 25

1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Поэтому учу детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не столько стараюсь дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Организую учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё проделывают сами.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

В процессе экспериментов отмечаю : идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет, если?

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы;

-развивается речь;

-происходит накопление фонда умственных умений.

-формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;

-развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Ребёнок дошкольного возраста узнаёт окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.

Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ

Опытно-экспериментальная деятельность - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Образовательные:

-расширять знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

-быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

-учить решать проблемные задачи;

-закреплять знания о свойствах воздуха, воды, магнита, мыла.

2. Развивающие :

-развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению;

-развивать любознательность, память, логическое мышление, творческое воображение, умение фантазировать;

-развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь -способствовать развитию познавательных интересов;

-развивать навыки проведения опытов.

3. Воспитательные:

-учить способам самостоятельного познания через творческую экспериментальную деятельность;

-продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

-воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать;

-воспитывать интерес к экспериментированию, проявлять терпение, настойчивость.

5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Для детей:

-расширение перспектив поисково-познавательной деятельности;

-сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

-развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

-повышения теоретического опыта и профессионализма;

-внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

-личностный и профессиональный рост;

-самореализация.

Для родителей:

-повышение уровня экологического сознания;

-расширение опыта взаимодействия с детьми.

6. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для результативной и качественной работы в данном направлении разработан перспективный план кружковой работы «Юный исследователь», включающий в себя 3 этапа:

1. Аналитический – анализ ситуации, определение основных его целей и расширение представления детей об окружающем мире.

2. Организационный – скоординировать действие педагога, детей и родителей по созданию предметно – развивающей среды. Создать в группе мини лабораторию для исследовательской деятельности детей.

3. Практический – осуществление исследовательской деятельности детей для расширения знаний об окружающем мире.

Деятельность детей в кружковой работе распределена по пяти направлениям:

1. «Береги своё здоровье». Игровая – исследовательская деятельность : «Что мы знаем о микробах» (Приложение 1).

2. «Секреты воздуха». Игровая - исследовательская деятельность : «Воздух – невидимка» (Приложение 2).

3. «Кристаллизация». Игровая – исследовательская деятельность : «Выращивание кристаллов соли» (Приложение 3).

4. «Земля и космос». Игровая – исследовательская деятельность : «Этот загадочный космос».

5. «Магнетизм». Игровая – исследовательская деятельность : «Магнит и его свойства».

Критерии необходимые при выборе темы экспериментирования :

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Задачи должны быть выполнимы, их решения должны принести реальную пользу участниками исследования.

Для обеспечения возможности проведения опытов, наблюдений, экспериментов, мной, совместно с родителями, была создана предметно-развивающая среда познавательный центр «Детская лаборатория почемучек».

Основное оборудование лаборатории.

Вода, песок, воздух:

ёмкости для игр с водой разного объёма и формы, камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена, воздушные шары т. д.

Магнетизм и утилизированный материал:

проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, разные виды бумаги, магниты различной величины, скрепки, компас, металлические изделия, батарейки, пластик, поролон и т. д.

Цвет, свет, запах:

гуашь, акварельные краски, зеркала, прозрачные стёкла, ароматизированные свечи, духи, фонарики и т. д.

Приборы помощники, медицинский материал: лабораторная посуда, весы, пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл, микроскопы, песочные часы, лупы, увеличительные стёкла, линейки и т. д.

Требования к объектам опытов и экспериментов :

1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам.

2. Безопасность объекта для детей.

Приёмы при работе экспериментально - исследовательской деятельности с детьми :

1. Совместная работа воспитателя и детей.

2. Помощь воспитателя детям.

3. Работа воспитателя по указанию детей.

4. Работа руками детей.

5. Дробление одной процедуры на несколько мелких действий.

6. Как сознательно используемый прием иногда допускаю неточности в работе, давая тем самым возможность внести исправления.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Могут выделить три основных вида экспериментов :

1. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задачу, которая должна быть решена, даётся время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать

3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют.

Экспериментально – исследовательская деятельность тесно пересекается с образовательными областями программы.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Игровая деятельность как средство познавательного развития младшего дошкольника. Конспект занятия «В гостик малышарикам» В гости к малышарикам Ход занятия Воспитатель: Ребята, вы любите мультфильмы? Дети: да! Загадка. Отгадайте-ка друзья, Что за мультик.

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития экологического образования дошкольников "Экспериментально-исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников" Ибрагимова Г. М., воспитатель.

Игра как метод развития коммуникативных навыков дошкольника Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются.

Презентация «Мастер-класс «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития дошкольника» Мастер — класс    «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития дошкольника» (для старшего дошкольного.

Исследовательская деятельность как метод развития познавательной активности детей .

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения дошкольника Цель: 1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень. 2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир исследования. 3. Глубже.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Термодинамические явления» Экспериментально - исследовательская деятельность «Термодинамические явления» Старшая группа Воспитатель: Горбач Наталия Викторовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника
Опубликовано: 21 октября 2018 в 09:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД