Людмила Пановская
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника
Людмила Пановская
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93 «Солнечный лучик»» общеразвивающего вида
г. Владивостока.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Опыт работы по направлению: Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника
Подготовила:
воспитатель старшей группы
Пановская Л. В.
г. Владивосток
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационно-аналитическая записка. 3
2. Пояснительная записка. 5
3. Актуальность. 6
4. Цели и задачи. 7
5. Предполагаемый результат. 8
6. Основная часть. 9
7. Перспективно-тематический план кружка «Юный исследователь». 14
Список используемой литературы. 24
Приложения. 25
1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.
Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Поэтому учу детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не столько стараюсь дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Организую учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.
В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё проделывают сами.
В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
В процессе экспериментов отмечаю : идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет, если?
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
-идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы;
-развивается речь;
-происходит накопление фонда умственных умений.
-формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;
-развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Ребёнок дошкольного возраста узнаёт окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.
Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
3. АКТУАЛЬНОСТЬ
Опытно-экспериментальная деятельность - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Образовательные:
-расширять знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
-быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
-учить решать проблемные задачи;
-закреплять знания о свойствах воздуха, воды, магнита, мыла.
2. Развивающие :
-развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению;
-развивать любознательность, память, логическое мышление, творческое воображение, умение фантазировать;
-развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь -способствовать развитию познавательных интересов;
-развивать навыки проведения опытов.
3. Воспитательные:
-учить способам самостоятельного познания через творческую экспериментальную деятельность;
-продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
-воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать;
-воспитывать интерес к экспериментированию, проявлять терпение, настойчивость.
5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для детей:
-расширение перспектив поисково-познавательной деятельности;
-сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
-развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
-повышения теоретического опыта и профессионализма;
-внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;
-личностный и профессиональный рост;
-самореализация.
Для родителей:
-повышение уровня экологического сознания;
-расширение опыта взаимодействия с детьми.
6. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Для результативной и качественной работы в данном направлении разработан перспективный план кружковой работы «Юный исследователь», включающий в себя 3 этапа:
1. Аналитический – анализ ситуации, определение основных его целей и расширение представления детей об окружающем мире.
2. Организационный – скоординировать действие педагога, детей и родителей по созданию предметно – развивающей среды. Создать в группе мини лабораторию для исследовательской деятельности детей.
3. Практический – осуществление исследовательской деятельности детей для расширения знаний об окружающем мире.
Деятельность детей в кружковой работе распределена по пяти направлениям:
1. «Береги своё здоровье». Игровая – исследовательская деятельность : «Что мы знаем о микробах» (Приложение 1).
2. «Секреты воздуха». Игровая - исследовательская деятельность : «Воздух – невидимка» (Приложение 2).
3. «Кристаллизация». Игровая – исследовательская деятельность : «Выращивание кристаллов соли» (Приложение 3).
4. «Земля и космос». Игровая – исследовательская деятельность : «Этот загадочный космос».
5. «Магнетизм». Игровая – исследовательская деятельность : «Магнит и его свойства».
Критерии необходимые при выборе темы экспериментирования :
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Задачи должны быть выполнимы, их решения должны принести реальную пользу участниками исследования.
Для обеспечения возможности проведения опытов, наблюдений, экспериментов, мной, совместно с родителями, была создана предметно-развивающая среда познавательный центр «Детская лаборатория почемучек».
Основное оборудование лаборатории.
Вода, песок, воздух:
ёмкости для игр с водой разного объёма и формы, камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена, воздушные шары т. д.
Магнетизм и утилизированный материал:
проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, разные виды бумаги, магниты различной величины, скрепки, компас, металлические изделия, батарейки, пластик, поролон и т. д.
Цвет, свет, запах:
гуашь, акварельные краски, зеркала, прозрачные стёкла, ароматизированные свечи, духи, фонарики и т. д.
Приборы помощники, медицинский материал: лабораторная посуда, весы, пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл, микроскопы, песочные часы, лупы, увеличительные стёкла, линейки и т. д.
Требования к объектам опытов и экспериментов :
1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам.
2. Безопасность объекта для детей.
Приёмы при работе экспериментально - исследовательской деятельности с детьми :
1. Совместная работа воспитателя и детей.
2. Помощь воспитателя детям.
3. Работа воспитателя по указанию детей.
4. Работа руками детей.
5. Дробление одной процедуры на несколько мелких действий.
6. Как сознательно используемый прием иногда допускаю неточности в работе, давая тем самым возможность внести исправления.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Могут выделить три основных вида экспериментов :
1. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.
2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщается цель или задачу, которая должна быть решена, даётся время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать
3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют.
Экспериментально – исследовательская деятельность тесно пересекается с образовательными областями программы.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.