Наталья Зенцова
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ».
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
В нашем детском саду в каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием, проводятся нод по познавательно – исследовательской деятельности.
В группе №3 «Улыбка» среднего возраста было проведено НОД ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ. ТЕМА: «ДОМИК ДЛЯ КАПЕЛЬКИ»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и жизни организмов
Задачи:
Учить детей бережно относиться к воде, как к природному ресурсу
Закрепить знания детей о различных явлениях природы и состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, лед и т. д.)
Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности
Формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы, делать выводы
Актуальность НОД: определяется федеральным государственным образовательным стандартом в области «Познание» направленными на решение задач развитие у детей познавательных интересов формирования исследовательской деятельности, воспитание интегративных качеств – любознательность и активность.
Виды деятельности :
Познавательная
Экспериментальная
Двигательная
Игровая
Коммуникативная
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие.
Познавательное развитие (развитие познавательно – исследовательской деятельности).
Социально-коммуникативное развитие (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками).
Физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Количество детей: подгруппа 6 детей.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, музыкальное сопровождение, игра.
Раздаточный материал: набор пластмассовых прозрачных ёмкостей на каждого ребёнка, сахар, гуашь, кубики льда, кисточки.
Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах воды, чтение рассказа о воде, просмотр мультфильма «Капелька», картинки – иллюстрации о воде.
Технический материал: интерактивная доска, проектор, столы, звуковая фонограмма с голосом капельки, журчанием воды; модель Капельки; картинки-иллюстрации с моделями, где и как можно использовать воду.
НОД организована и проведена в соответствии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста.
Все этапы НОД логически взаимосвязаны и выстроены в определенной последовательности. Каждый этап предполагает выполнение определенных заданий, входе которых дети демонстрируют свои представления, умения, навыки полученные ранее.
Форма изложенного материала детям доступна. На протяжении НОД была спокойная, доброжелательная обстановка. Дети заинтересованы, увлечены выполнением заданий, с желанием выполняли их. С поставленными задачами дети справились.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.