Гульсина
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Экспериментально-исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников"
Ибрагимова Г. М., воспитатель
МАДОУ «Детский сад №4», г. Стерлитамак
Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Экспериментально - исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников».
Мною была определена цель работы - развитие экспериментально –исследовательской деятельности как средство экологического образования дошкольника.
И поставлены следующие задачи:
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
-формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
Всем детям, да и многим взрослым, нравится получать знания без лишнего напряжения. Это помогает усвоить большее количество информации за меньший промежуток времени. Если экспериментально – исследовательская деятельность группе организовано, верно, то в конечном итоге ребенок получит много полезных дополнительных знаний, будет в полной мере готов к школьной жизни.
Мною был составлен план работы на учебный год с детьми старшего дошкольного возраста. Все эксперименты систематизированы и разделены с учетом особенности места проживания и время год. Я составила картотеку опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом; подготовила материал для родителей и педагогов; разработан цикл конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности в соответствии с временами года; сценарии детских праздников и развлечений; изготовлены памятки для воспитателей и родителей, выступления на родительских собраниях. Мною создана библиотека, которая включает в себя: методическую и научную литературу, методические разработки по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности, картотеку опытов и экспериментов.
В группе имеется центр экспериментально – исследовательская деятельности «Почемучки», который был дополнен и оснащен необходимыми материалами и оборудованием.
В своей работе, организую разнообразную учебно-познавательную деятельность, создаю условия для сохранения здоровья детей.
Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш центр «Почемучки».
Анализ результатов мониторинга достижений детей по теме «Экспериментально-исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников», выявил следующие результаты:
• дети проявляют познавательную активность;
• интерес к явлениям природы (живой и неживой);
• умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;
• сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи;
• умеют действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;
• принимают активное участие в экспериментировании с различными предметами: воспринимают цель, все действия выполняют последовательно, оценивают результат.
Итогом работы явилось участие в городском конкурсе проектных работ «Юный исследователь», где воспитанник награждён дипломом третий степени.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.