Приложение МААМ

Исследовательская деятельность как метод развития познавательной активности детей

Леонова Людмила
Исследовательская деятельность как метод развития познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Отдел образования администрации городского округа город Шахунья

Методическая разработка раздела образовательной программы

Тема: «Исследовательская деятельность, как метод развития познавательной активности детей»

Программа: Образовательная программа МБДОУ Вахтанский

детский сад «Елочка»

Группа: подготовительная.

Работу выполнила

воспитатель Леонова

Публикация «Исследовательская деятельность как метод развития познавательной активности детей» размещена в разделах

Людмила Леонидовна

МБДОУ Вахтанский

детский сада «Ёлочка»

г. Шахунья

2014г

1. Пояснительная записка

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и

я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы гласит: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.)

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования нацеливают нас на поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

С введением федеральных государственных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

Поэтому на современном этапе необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений детское экспериментирование, которое направлено на познание окружающего мира. Регулярное столкновение с творческими познавательно- исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка.

В своё время И. М. Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве и нервно - психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь.

Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом "что это такое?", под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя

В настоящее время вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым и актуальным, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Кроме того, долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие исследовательских способностей я провела анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста.

«Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и раскрывающую его индивидуальные особенности. Основной дидактический принцип этой программы – развивающее обучение и научное положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Но в этой программе очень мало материала для развития познавательной активности и практических действий. На практике получается, что педагог – активен, доминирует; ребенок – пассивный участник. Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебного плана, редко учитываются интересы детей.

В образовательной программе МБДОУ Вахтанский детский сад «Елочка», созданной на основе программы Васильевой М. А., стоит задача – формировать у детей познавательные интересы и интеллектуальные способности через развитие познавательно – исследовательской деятельности. С помощью познавательно – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Я предположила, что если буду использовать наряду с другими приемами и методами средства поисково – исследовательский деятельности, то становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.

Проанализировав данные программы, мы видим необходимость формирования исследовательской деятельности дошкольника, как фактора развития познавательной активности, но сталкиваемся с трудностью отсутствия разработанной системой работы в этом направлении, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных технологиях, учитывающей региональный компонент и нетрадиционные подходы к использованию разнообразных форм работы с детьми. Таким образом возникла необходимость методической разработки раздела «Исследовательская деятельность» в контексте воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе, исходя из имеющихся в МБДОУ условий.

2. Цели и задачи раздела.

Образовательные задачи:

-Способствовать развитию у детей естественнонаучных представлений в соответствии с их возрастными возможностями.

-Формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

• знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

• расширять у детей представлениия о химических свойствах веществ (выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования);

• формировать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражения и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);

• расширять представления о строении организма человека, органах, системах;

• формировать элементарные математические представления (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины);

познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра;

-Способствовать формированию умений видеть и выделять проблему эксперимента, принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

-Способствовать формированию у детей умений целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

-Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

-Познакомить и научить пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль);

-Познакомить детей с правилами техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Развивающие задачи :

-Способствовать развитию познавательных интересов.

-Развивать потребность в мыслительной деятельности как в форме познания, способности самостоятельно размышлять и логически рассуждать (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы).

-Развивать наблюдательность, любознательность, способность к самостоятельному экспериментированию.

-Развивать мышление, внимание, речь, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

-Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

-Воспитывать дружеские отношения между детьми, формировать умение договариваться, спокойно отстаивая своё мнение, помогать друг другу; воспитывать умение решать эвристические задачи сообща.

-Формировать самооценку своих действий, достижений; воспитывать стремление выражать своё отношение к окружающей действительности.

-Воспитывать бережное отношение к атрибутам для проведения опытов, аккуратность при работе в лаборатории; помочь осознать необходимость выполнения правил техники безопасности при проведении опытов.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Реализация раздела «Исследовательская деятельность» образовательной программы МБДОУ Вахтанского детского сада «Ёлочка» проходила в подготовительной к школе группе.

В работе с детьми учитывались возрастные и психологические особенности детей.

Для мышления детей 6— 7 лет характерны следующие особенности:

· ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным, что облегчит поиск решений проблемы, поможет ребенку осознать выдвигаемую гипотезу.

· освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений, а потому дети смогут выдвигать гипотезы, высказывать предположения, задавать вопросы, что важно для становления познавательно - исследовательской деятельности.

· детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка, а значит, ребенок не захочет быть пассивным наблюдателем, будет активно искать ответ на возникший вопрос.

· появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления, а значит, ребенок сможет поставить цель и наметить план действий по достижению этой цели.

· экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы, что ведет к развитию самостоятельности и активности.

· складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания - это поможет детям запомнить план проведения опытов и экспериментов.

Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней.

С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Соотношение произвольной и непроизвольной форм, аналогичное памяти, отмечается и в такой психической функции, как воображение. Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать.

Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Поэтому дети смогут выдвигать предположения, смогут представить результат того или иного опыта.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия, а значит, способен освоить структуру детского экспериментирования.

Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации, а значит, исследовательская деятельность будет интересна ребенку, ребенок будет самостоятельно искать решения проблемы, искать новую информацию, что будет активно формировать предпосылки учебной деятельности.

Существенно изменение претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих, а значит, дети будут стремиться достичь лучшего результата.

Таким образом, мы видим, что дети 6-7 лет имеют хорошие предпосылки для освоения раздела «Исследовательская деятельность».

4. Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате проведенной работы мы получим ребенка:

- Имеющего представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

-Умеющего видеть и выделять проблему эксперимента, принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

- Умеющего формулировать познавательные вопросы и искать на них ответы, делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

- Владеющего навыками познавательного экспериментирования.

- Умеющего пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль);

- Знающего правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

- Умеющего самостоятельно размышлять и логически рассуждать (анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы).

- Владеющего навыками элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

- Эмоционально воспринимающего исследовательскую деятельность : умеющего удивляться, радоваться сделанному открытию.

- Умеющего самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

- Умеющего обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных затруднений.

- Принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

- Умеющего решать эвристические задачи.

- Умеющего договариваться, спокойно отстаивая своё мнение, помогать друг другу.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников, в том числе по реализации принципа интеграции.

Среди всего многообразия современных образовательных технологий, можно выделить следующие технологии, регулярное и системное применение которых позволяет полноценно реализовывать исследовательскую деятельность. Эти технологии легли в основу методической разработки раздела программы.

Здоровьесберегающие технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественный анализ педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Иными словами, любая технология применяемая для развития познавательных интересов детей, должна быть здоровьесберегающей, потому что основной задачей дошкольного образования является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья.

Индивидуальный подход – это подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей воспитанников и использование этих особенностей для составления заданий, посильных и в тоже время в достаточной степени развивающих каждого из них. А только знание индивидуальных особенностей каждого ребенка обеспечивает посторенние личностно-ориентированной системы воспитания и обучения. Следовательно, исходный пункт в использовании индивидуального подхода - раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого воспитанника в развитии его познавательных интересов и способностей к исследовательской деятельности.

Дифференцированный подход - в процессе этого подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

Основными различиями дифференцированного и индивидуального подходов являются:

- при дифференцированном подходе процесс обучения, учитывающий особенности разных групп дошкольников, рассчитанный на посильность обучения каждой группы направлен на группу детей, а при индивидуальном подходе происходит осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей отдельного ребенка (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) и направлен на конкретного ребенка;

- при дифференцированном подходе предполагается тесное сотрудничество детей, а при индивидуальном, как правило, не предполагается сотрудничества;

- формы дифференцированного подхода (уровневая, профильная, а формы индивидуального — индивидуальная работа;

- дифференциация — нечто общее, а индивидуализация — конкретно для каждого.

Главная цель дифференцированного и индивидуального подходов на занятии — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей.

В процессе реализации раздела широко использованы: дидактические игры, строительно- конструктивные (из природных материалов, театрализованные игры, сюжетно- ролевые…

Все рассмотренные нами образовательные технологии так или иначе являются личностно-ориентированными. Образовательный процесс предполагает личностное общение педагога с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях, поэтому все образовательные технологии, раннее рассмотренные, ни в коем случае не должны использоваться как самостоятельные методические приемы, используемые единично от случая к случаю, а должны постоянно интегрироваться в соответствии с поставленными целями и задачами и предоставлять педагогу инструмент для развития познавательных интересов.

Для успешной реализации раздела программы используются следующие методические приемы :

- Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова.

- Наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, приборов, показ образца, показ способа действия.

- Практические : опыты, исследования, труд в природе, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, зарисовка результатов опытов и наблюдений, изготовление моделей, макетов, оборудования для наблюдений, ведение дневников наблюдений, сбор информации, упражнения, игры (подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые, проблемные ситуации.

Я считаю, что каждое занятие должно соответствовать следующим требованиям:

- использование новейших достижений науки и практики.

- реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

- обеспечение условий для познавательной деятельности.

- установление интегративных связей.

- мотивация и активизация познавательной деятельности ребенка.

- логика построения занятия.

- эмоциональный компонент занятия.

- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.

Формы работы по исследовательской деятельности :

Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание фотографий, иллюстраций, рисунков (по теме).

Беседы по теме.

Целевая прогулка.

Экскурсия.

Дидактическая игра.

Создание моделей, макетов.

Зарисовка схем, результатов экспериментов.

Поиск информации в различных источниках: книги, беседы со специалистами, Интернет.

Публикации по теме:

«Синквейн» для активизации познавательной деятельности и как метод развития речи «Синквейн» -для активизации познавательной деятельности и как метод развития речи. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится.

Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности Сообщение из опыта работы: «Экспериментирование в проектной деятельности как метод развития самостоятельности и познавательной активности».

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Коллекционирование как способ развития познавательной активности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №2 р. п. Семибратово» ДОКЛАД «Коллекционирование как способ развития.

Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС». Цель современного образования – оказать педагогическую.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности.

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников» Форма проведения: День профессионального мастерства Дата проведения: 24.04.2017 г. Время проведения: 9.00 – 10.45ч. Участники: Педагоги.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как метод развития познавательной активности детей
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 15:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность как метод развития познавательной активности детей» (включая файлы) размещена пользователем Леонова Людмила (УИ 1476395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД