Екатерина Дьяченко
Экспериментальная работа «Волшебный мир звуков» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Эффективным методом работы с дошкольниками является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. В музыкальном воспитании этот процесс способствует развитию творческих проявлений ребенка, инициативности, креативности. Среди музыкальных экспериментов важное место уделяется экспериментам со звуком. В процессе такой деятельности дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, источники звука. Эксперименты проводятся в поисках звуков, а также их созданию, изготовление музыкальных инструментов.
Публикация «Экспериментальная работа „Волшебный мир звуков“ в старшей группе» размещена в разделах
Экспериментальная деятельность со звуками в группе старшего возраста
Возрастные особенности
Дети старшей группы начинают осознавать себя членами коллектива, хотят соучаствовать в деятельности взрослых, у них появляется чувство ответственности при исполнении заданий, музыкальных номеров. Ребенок 5-6 лет целостно воспринимает предметы, природные явления, выделяет их составные части, их последовательность, взаимосвязи. Продолжает развиваться образное мышление, словесно-логическое мышление, обобщение. Развитие воображения позволяет сочинять разнообразные истории. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается причинное мышление, речь. В старшей группе более отчетливо проявляется интерес, стремление слушать и понимать музыку, заниматься ею. Дети способны обобщать на основе слушательского опыта, могут дать простейшую оценку произведения. Голосовые связки ребенка укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения, движения становятся более свободными.
Содержание экспериментальной работы
Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей велико. Такая деятельность концентрирует внимание, активизирует память, стимулирует постоянный интерес к музыкальной деятельности.
За время проведения экспериментальной деятельности дети овладевают современными техническими средствами, учатся создавать свой собственный музыкальный инструмент, мелодии собственного сочинения. Ребенок чувствует себя значимым, самостоятельным.
В процессе реализации «Экспериментальной деятельности», дети:
- Знакомятся с физическим понятием «звук»
- Участвуют в занятиях-экспериментах
- Ищут звуки и ритмы в окружающей среде и применяют их в музыке
- Сочиняют свои мелодии
- Изготавливают музыкальные инструменты
- Вырабатывают навыки правильного использования музыки в жизни
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей через экспериментирование.
Задачи:
- Побуждать вслушиваться в звуки, которые нас окружают
- Способствовать развитию у детей желания и умения извлекать звуки из различных предметов
- Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с миром звуков
- Развитие умственных способностей: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать полученные знания, делать взаимосвязи
- Развивать исполнительские навыки
- Воспитывать интерес и любовь к музыке
Большое значение в экспериментальной деятельности имеет предметно-развивающая среда. Ее главными принципами являются: доступность, безопасность, эстетическая привлекательность, открытость.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности для детей старшей группы
Сентябрь.
1. «Где живут звуки»
Цель: Дать детям элементарные представления об основных физических свойствах звука
Содержание: Игра «Угадай что звучит», «Найди звук».
2. «Откуда возникает звук»
Цель: Выявить причины возникновения звука.
Содержание: «Поиграем с дудочкой», изготовление дудочки
Октябрь.
1. «Секреты звуков»
Цель: Формировать умение находить звуки, умение различать в них ритм
Содержание: «Найди звук», «Дождик»
2. «Сильные и слабые звуки»
Цель: Формирование умения использовать различные способы для усиления/ослабления звука.
Содержание: «Узнай по голосу», «Далеко - близко», изготовление рупора.
Ноябрь
1. «Громкие и тихие звуки»
Цель: Формирование представлений о силе звука
Содержание: «Тихо-громко», «Мышка и слон», «Микрофон и динамики»
2. «Как устроено фортепиано»
Цель: Знакомство с музыкальным инструментом - фортепиано
Содержание: «Молоточек и струна», «Найди похожие инструменты»
Декабрь
1. «Шумовые инструменты»
Цель: Дать понятие о шумовых инструментах и о том, как можно самим изготовить такой инструмент
Содержание: «Угадай шумовой инструмент», изготовление шумового инструмента
2. «Стеклянные звуки»
Цель: Формировать умение извлекать звук из стаканчиков, менять высоту звуков
Содержание: «Стакан, палочка, вода», оркестр музыкальных стаканчиков
Январь
1. «Создание звука»
Цель: Познакомить детей с разными формами звукоизвлечения
Содержание: «Звуки собственного тела», «Оркестр пластиковых стаканчиков»
2. «Оркестр забавных инструментов»
Цель: Формирование умения создавать самим музыкальные инструменты из подручных средств
Содержание: «Создай свой инструмент»
Февраль
1. «Деревянные звуки»
Цель: Формировать умение извлекать звук из деревянных предметов
Содержание: «Угадай и назови инструмент из дерева», «Оркестр деревянных палочек»
2. «Палочки и шарики»
Цель: Развивать умение извлекать звук с необычных предметов
Содержание: «Придумай музыку в паре», «Воздушно-палочковый оркестр»
Март
1. «Высокие и низкие звуки»
Цель: Формирование представлений о высоте звуков
Содержание: «Звуковая горка», «Найди низкий/высокий звук»
2. «Музыкальные капельки»
Цель: Дать представление о воде как источнике звука
Содержание: «Дождик», «Придумай музыку воды»
Апрель
1. «В поисках звуков»
Цель: Поиск звуков и формы их извлечения
Содержание: «Разный стакан – разный звук», «Звучащие коробочки»
2. «Музыка ветра»
Цель: Познакомить детей с «Музыкой ветра» или «китайскими колокольчиками»
Содержание: Изготовление «Музыки ветра»
Май
1. «Создай свою мелодию»
Цель: Формировать умение исполнительского творчества
Содержание: Поиск нужных звуков и формы звукоизвлечения
2. «Творческий оркестр самодельных инструментов»
Цель: Формировать умение исполнительского творчества
Содержание: Концерт