Алёна Румянцева
Планирование экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи окружающего мира, тому подтверждение экспериментальная деятельность, которая организована воспитателями в группе. Она позволяет объединить все виды деятельности, развивать наблюдательность, ум, создавать творческую личность. Для этого была создана развивающая среда, направленная на экспериментальная деятельность.
Задачи:
1. Создание условий для формирования мировоззрения.
Публикация «Планирование экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
2. Развитие представлений химических свойствах веществ (растворение различных веществ, взаимодействие веществ при соединении.)
3. Развитие представлений физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды).
4. Развитие представлений о свойствах: воды, песка, глины, воздуха, камня.
5. Развитие ЭМП (упражнять в количественном счете.
6. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов. Познакомить у увеличительным стеклом.
7. Развитие мыслительных способностей: анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать вывод.
Свою деятельность строю, таким образом, чтобы учитывать интересы детей, занятия проводить небольшими группами. На занятиях использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей, тем самым поддерживать интерес детей. Проведение занятий в данном направлении не более одного раза в неделю по 25-30 минут. Занятие включает 2-3 эксперимента, при этом учитывается сложность.
Структура занятия – эксперимента в виде игры.
• Формулирование проблемы, то есть постановка познавательной задачи.
• Отбор способов проверки, выдвижение предположений детьми.
• Проверка гипотез.
• Подведение итогов, выводы.
• Фиксация результатов.
• Вопросы детей.
Для положительной мотивации воспитатель использует различные стимулы, такие как новизна, необычность объекта, сюрприз, мотив помощи, познавательный интерес (почему так, а не иначе)
Занятия направленные на экспериментальную деятельность разделены на группы:
-Вода
-Воздух
-Рукотворный мир человека.
Есть разработанный перспективный план по экспериментальной деятельности дошкольников
Он рассчитан на старший возраст и реализуется в рамках программы «От рождения до школы» с учетом ФГОС.
Для этого создана развивающая среда для опытов, наблюдений, экспериментов.
В нее входит:
-Приборы-помощники: Микроскоп, увеличительное стекло - лупа, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут, компас, магниты
-Прозрачные и непрозрачные сосуды: пластиковые бутылки, стаканы. ведерки, воронки.
- Природный материал: камешки разного цвета и формы, глина, песок, кусочки коры, деревьев.
- Бросовый материал: кусочки кожи, поролон, лоскутки разной по фактуре ткани, пробки, проволочки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
-Красители (безопасные): гуашь, акварель.
-Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, тонущие и плавающие игрушки.
Материалы меняются для того, чтобы постоянно поддерживать интерес детей и принцип новизны.
Перспективный план экспериментально-опытной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Сентябрь (четвертая неделя).
1.) Экскурсия в детскую лабораторию.
Октябрь.
2.) Какая бывает вода?
3.) Вода – растворитель. Очищение воды.
4.)Упрямые предметы.
5.) Сила тяготения.
Ноябрь.
6.) Волшебные стеклышки.
7.) Почему предметы движутся?
8.) Хитрости интонации.
9.) Что такое масса?
Декабрь
10.) Воздух
11.) Солнце дарит нам тепло и свет.
12.) Почему дует ветер?
13.) Почему не тонут корабли?
Январь (вторая, третья, четвертая неделя)
14.) Путешествие капельки.
15.) Чем можно измерить длину?
16.) Все обо всем.
Февраль
17.) Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
18.) Откуда взялись остров?
19.) Как происходит извержение вулкана?
20.) Как появляются горы?
Март
21.) Испытание магнита.
22.) О «дрожалке» и «пищалки».
23.) Как сделать звук громче?
24.) Почему поет пластинка?
Апрель
25.)Как образуются метеоритные кратеры?
26.) Почему в космос летают на ракете?
27.) Секретные записки.
28.) Что такое молния?
Май
29.) Почему горит фонарик?
30.) Электрический театр.
31.) Радуга в небе.
32.) Забавные фокусы.
Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. - Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Издательство Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014.