Светлана Завьялова
Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные игровые подходы для развития коммуникативных способностей детей.
Задачи: 1. Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2016
2. Обучить вас основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: Шляпка, подносы – 4 шт, 4 одноразовые тарелки, фарнитура для изготовления куклы-мирилки, 4 ножницы, конфеты, сундучок.
План:
1. Теоретическая часть. Роль и место игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников.
2. Практическая часть.
2.1. Игровой тренинг
2.2. Изготовление куклы – мирилки.
3. Рефлексия. Итог.
Добрый день дорогие коллегии. Я очень рада видеть вас в этом зале, на мастер-классе.
Тема нашего мастер класса:
«Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные игровые подходы для развития коммуникативных способностей детей.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
1. Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Обучить вас основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В планируемых результатах освоения детьми ФГОС, которые представлены целевыми ориентирами социально-коммуникативному развитию уделяется особое внимание, а именно – установке положительного отношения к миру, другим людям, самому себе; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
•ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
•способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
•ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому, решая проблему коммуникативной сферы детей, пришла к выводу, что основным и наиболее доступным средством становится игра как ведущий вид деятельности.
Привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка.
Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.
Привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка.
Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.
- Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
• Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.
• Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети — большие фантазеры.
• Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.
• Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.
• Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
2часть Практическая.
2.1. Игровой тренинг (Название игры, цель, атрибуты или картинка – на отдельный слайд по каждой игре)
Итак, сегодня наша встреча посвящена играм и игровым упражнениям, способствующем развитию коммуникативных навыков дошкольников. Прошу желающих (6 человек) выйти в круг. И, конечно, для начала нам нужно познакомиться. Игры «Знакомство» многим известны. Как правило они проводяься с атрибутами (мячом, игрушкой-персонажем). Но сегодня я вам предлагаю вспомнить старинную русскую традицию, когда при приветствии люди снимали шляпы. У меня тоже есть шляпа. И сегодня мы будем не просто приветствовать друг друга, а называть своё лучшее качество.
Упражнение «Знакомство».
Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.
Вот мы с вами и познакомились. А чтобы преодолеть дистанцию и получше узнать друг друга проведём упражнение «Десять секунд».
Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Время: 5-15 минут.
Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение под бубен. Как только он перестаёт звучать вы должны с максимальной точностью выполнить задание.
- Скажем, я могу попросить распределиться на группы по цвету волос.
Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных» : у него есть дополнительный цвет! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
• по наличию часов на руках;
• по стилю обуви;
• по длине волос;
• по цвету глаз;
• по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
• В этой важно дать ребёнку представление о том, что все мы в чём-то похожи, а чём-то разные, а самое главное научить ребёнка не бояться собственной индивидуальности.
Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!
Конечно, игры-комплименты всем нам известны. В своей работе мне помогают нетрадиционные пособия «Бусы комплименты», «Трон – именинника», «Корона – признания». А сегодня я вам предлагаю необычную игру. Все мы с вами женщины, хозяйки. И, конечно, знаем, для чего нужна стиральная машина, чтобы…. То есть, она смывает всю грязь, а для нас это сегодня будет плохое настроение, и достаём мы оттуда чистое бельё. Как вы уже догадались наша игра будет называться….
2. Игра «Стиральная машина».
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.
Ход игры: В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок.
Как ваше настроение? Уверена улучшилось. Ну а если ребёнок затрудняется
сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.
А теперь я предлагаю почувствовать, что мы команда, сплоченный коллектив и выполняем задания быстро и чётко.
3. Упражнение «Мы – команда!».
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, за 30 секунд, используя всех игроков, следующие фигуры:
• квадрат;
• треугольник;
• ромб;
• букву,
3.1. Изготовление игрушки-мирилки
Ни для кого не является секретом, что дети ссорятся и конфликтуют. Для того, чтобы детей помирить используются иры-мирилки. А мы с детьми изготовили и используем забавные куклы-мирилки, которые я вам и предлагаю сделать. Работать вы будете в парах. Вам надо сделать лицо этой куклы по вашему усмотрению. Покажите своё творчество.
Обыгрывание куклы-мирилки. Но вас двое, а кукла одна. Теперь попробуйте договориться, кто из вас возьмёт эту куклу. Как говорили в старину люди, «Кто уступает, тот больше получает». А второму участнику я хочу подарить на память «Книжку – мирилку».
6. "Волшебные конфеты"
Цель: развитие чувства эмпатии.
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей :
•пусть они избавятся от болезней
•пусть никогда не умирают
•пусть все долго живут
•пусть у всех будет дом
•пусть у всех будет обед
•пусть все хорошо живут
•пусть все дружно живут
•пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
Итак, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Все вы были активны и слаженно работали в команде. Спасибо вам за участие и поддержку.
Всем спасибо! Приятного Вам общения!