МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Галина Дорошенко
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в том числе и на дошкольную ступень. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных способностей и умений с самого раннего возраста, так как степень сформированности данных умений влияет на процесс социализации ребёнка и развития личности в целом. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и не вербально, грамотно и смело выражать свои мысли.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Коммуникативные способности у детей дошкольного возраста включают в себя : желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми

Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Оказываясь в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и так далее, ребенок с развитыми коммуникативными способностями сможет понять, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок найдет позитивные способы ее преобразования. Ведь для большинства детей дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт.

Коммуникативные способности – это способность к общению, которую необходимо развивать с раннего возраста.

Встаёт вопрос, посредством чего мы можем сформировать у дошкольника коммуникативные способности?

Таким средством может быть – игра.

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка?

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных способностей и умений Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, впечатлений. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры предоставляют большие возможности для формирования умения взаимодействовать с окружающими людьми.

Правила поведения обязательные при проведении сюжетно - ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию характера

Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно - ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение

Ребё нок в игровой деятельности сталкивается с необходимостью:

устанавливать контакты в игре;

соблюдать нормы поведения;

приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации;

владеть навыками игровой деятельности

Как научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать?

Наша задача обучить ребёнка игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии что воспитатель - активный участник этой игры, партнёр ребёнка по игре. Воспитатель знакомит ребёнка с новыми способами построения игры,направляет на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения в совместной игре, создаёт условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно, в игре недопустимо со стороны взрослого принуждение, навязывание темы, игровых ролей, формы игры, партнёров для играющих детей. Ребёнок сам выбирает свою игру.

Взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, осуществляемое без принуждения над ребёнком.

Получить у ребёнка приглашения в свою игру – знак величайшего доверия

Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих. Некоторые сюжеты могут встречаться как у младших, так и у старших дошкольников («Детский сад», «Дочки-матери» и т. п.). Но, несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета.

Итак, дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному. Поэтому указание на сюжет еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание.

Одной из задач организации жизни детей трех-четырех лет является формирование умения играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно играть вместе, то есть развитие навыков совместной игры. На четвёртом году жизни, дети переходят от отобразительной игры, в которой ребёнок копирует бытовые действия взрослого, к сюжетно-ролевой игре, отражающей отношения людей, их характеры, настроения, от одиночной игры к совместной игре. Однако ребёнок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Ребёнок в этом возрасте должен осваивать ролевой диалог (мама, дочка, врач, больной) в совместной игре с воспитателем.

Ребёнок берёт в руки куклу и при этом сам «взрослеет» : действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно, всё время, поучая куклу. Это, в свою очередь, обучает и его самого. Детям уже доступно понимание нравственного смысла деятельности людей по уходу за малышами в семье. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств : нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки.

Ребёнок этого возраста активно ищет повод для совместной деятельности, для установления отношений. В период игры появляются личные симпатии детей, желание играть вместе, интерес к игре другого ребёнка. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним.

Задача педагога научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка. Дети в младшем возрасте в основном ещё продолжают играть «рядом», но интерес побуждает их всё чаще обращаться к товарищу, пытаются обмениваться игрушками, идеями и советами, взаимодействуют по просьбе воспитателя. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками.

В ходе игры педагогическое руководство заключается в соединении знаний детей о правилах поведения с действительными поступками. Советы, напоминания, включение педагога в игру могут способствовать объединению нескольких группировок вместе, преодолению недостатка игровых умений, предупреждению конфликтных ситуаций.

Руководить поведением детей в ходе игры нелегко. И если такое руководство исходит извне — «со стороны» или «как бы сверху», то оно не достигает цели. Педагогическое руководство в этот период должно осуществляться «изнутри» самой игры.

Также положительное влияние на развитие игры влияет анализ хороших игр с детьми после их окончания. Главное, чтобы это было не формальным, а естественным и целесообразным методическим приёмом в педагогическом процессе. При анализе следует обращать внимание детей на нравственный аспект игры. Например, отметить, что детям было интересно играть потому, что Таня была хорошей воспитательницей. Она заботливо относилась к своим детям, была с ними ласковой, доброй. Или Саша оказался настоящим другом. Он был капитаном, но уступил Алеше штурвал.

Совместные игры с детьми вне занятий и регулярное проведение обучающих игр на занятиях, которые широко используются в этой возрастной группе, способствуют обогащению содержания самостоятельных игр детей. Наблюдаются положительные изменения и в характере игр. Использование нескольких педагогических средств, в совокупности позволяют повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а, следовательно, добиться гораздо более высокого уровня коммуникативности детей.

Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности.

Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей пятого года жизни возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. Всё это становится условием возникновения игры и определяет характер её развития. Содержание сюжетных игр обогащается : от разыгрывания бытовых сюжетов ребёнок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическимиэлементами.

Наряду с этим появляются и новые сюжеты : «Зоопарк», «Прачечная» (выдача и приём белья, «Путешествие на корабле», «День рождения» и т. д., которые свидетельствуют о расширении кругозора детей, о появлении у них новых игровых интересов. Следовательно, в данной возрастной группе обращается внимание, с одной стороны, на развитие игры как деятельности и, с другой стороны, на формирование положительных (игровых и реальных) взаимоотношений детей в игре.

Объединяясь в игре, дети учатся распределять роли, учитывая желание ровесников; оказывать посильную помощь товарищам, уступать игрушку; играть вместе; приглашать нерешительных и застенчивых детей в общую игру, предлагая им интересную и доступную роль. Вопрос о взаимоотношениях в игровых объединениях детей пятого года жизни (в так называемых малых группах) особенно актуален.

Нужно добиваться, чтобы уже в первых совместных играх детей складывались прочные дружеские объединения, которые строились бы на добрых взаимоотношениях, общих интересах, положительной нравственной направленности.

Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всё большее место в их жизни. Они уже сознательно предпочитают играть с другим ребёнком, чем со взрослым или в одиночку. У детей отчётливо выражена потребность играть вместе со сверстниками: ребёнок ищет товарищей для совместных игр и переживает радость не только от самих игр, но и от общения с товарищами по игре. Взаимоотношения детей укрепляются по мере того, как формируются умения оказывать помощь в игре, вместе убирать игрушки, следить за порядком в группе. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение. А главным содержанием общения дошкольников может быть только игра.

Необходимо расширять жизненные и игровые представления детей, раскрывая смысл отношений между людьми в профессиональной деятельности. Дети живо интересуются профессиональной деятельностью взрослых. Они любят наблюдать, как мама дома гладит бельё, как продавец в магазине ловко взвешивает товар. Играя, дети подражают положительным взаимоотношениям взрослых, упражняются в употреблении вежливых слов.

Ребёнок в реальной жизни ещё не готов к овладению многими деятельностями, но с увлечением может это делать в игре.

Очень важно обращать внимание детей на отношения между ролевыми персонажами. Создавать ситуации, вызывающие у детей эмоциональную реакцию:

• парикмахер «нечаянно покрасила волосы клиента в синий цвет;

• в кафе работает повар, который неправильно готовит – в мороженое он кладёт соус, а бутерброды поливает шоколадом.

Подобные ситуации показывают, что игра – занятие несерьёзное, играть можно весело, можно придумывать всякие «нелепицы» самим.

Таким образом, воспитатель, используя разнообразные приёмы руководства, поддерживает интерес к игре, возникшей по инициативе детей, У детей расширяется круг представлений о заинтересовавшем явлении. С этой целью проводятся совместные обсуждения, на которых детям предлагается подумать, во что они будут играть, что им нужно для игры, где лучше разместить разные постройки и т. п. Игровой интерес детей приобретает более активный, действенный характер. Проявление активности у детей пятого года жизни выражается в их стремлении познакомиться с теми явлениями действительности, которые составляют содержание игры, в желании взять на себя определённую роль и активно действовать в роли, стремление овладеть необходимыми для этого игровыми действиями

В результате у ребёнка развиваются волевые качества : самостоятельность, инициатива, лидерство, умение организовать сверстников в игре. Сюжетно-ролевая игра формирует нравственность ребёнка через положительное влияние коллективного общения, ситуации выбора поступка, линии поведения. Эмоциональность развивается под воздействием неравнодушного отношения к роли, её толкованию, идентификации себя с персонажем, выражающей в форме сочувствия

А самое главное то, что положительные изменения в игровой деятельности, достижения в формировании игровых интересов, выполнению ими правил не могли не сказаться на реальных взаимоотношениях детей, развитию их коммуникативных способностей и умений. У значительного числа детей укрепились умения дружно играть вместе с другими детьми. Возросло количество устойчивых игровых группировок, возникших на основе взаимной симпатии и сформированных общих интересов.

Игра старших детей вступает в пору своего расцвета. Общение со сверстниками становится ведущей потребностью. Игровая деятельность ещё более усложняется. Для ребёнка на первый план выдвигается смена ролей и своеобразие каждой исполняемой им роли. Дети сначала меняют роли в разных играх, а потом в одной игре. У детей в этом возрасте развито умение самостоятельно объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа.

Развитие в старшем дошкольном возрасте коммуникативных способностей и умений взаимодействовать и общаться связано, прежде всего, со способностью принятия и разыгрывания ролей. Для ребёнка роль – это образец того, как надо действовать, исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность, дальнейшим развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.

Сюжетно-ролевая игра становится коллективной, соответственно усложняется как сама игра, так и формы взаимодействия между детьми. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Меняются и отношения между ними. Возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.

Развивается содержание игры. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причём не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведёт к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.

Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «Семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы» является основой формирования ценных нравственных чувств: гуманность, любовь, сочувствие.

Игра будит в детях любознательность, желание как можно больше узнать, а стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, способствует творческому развитию личности.

Чтобы заинтересовать детей предстоящей игрой, используются следующие приё мы:

1. Совместное с детьми обсуждение, во что и где хотят играть.

2. «Сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск клада по схеме).

3. Участие в игре педагога: ненавязчивое, тактичное, в роли участника. Можно ввести в игру роль из другого смыслового контекста: «Представьте, на берегу показался Бармалей. Я – Бармалей». «Баба Яга и Кащей Бессмертный узнали о Доме красоты».

4. Развёртывание нового сюжета с разно контекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».

5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Этот приём расшатывает привычные, «наигранные» детьми сюжеты; неожиданность нового персонажа заставляет самих детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей: «»Красная Шапочка», «Мы живые автобусы» (метод овеществления, «Любимый герой», «Корабль приплыл в Африку» и т. д.

Игра-придумывание формирует у детей такие умения :

- выстраивать новые последовательности событий;

- ориентироваться на партнёров – обозначать для них какое событие ребёнок хотел бы развернуть;

- прислушиваться к мнению партнёров;

- умение комбинировать предложенные идеи самим ребёнком и его партнёром в общем сюжете.

Развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов, где воспитатель действует как партнёр, руководствуясь в основном косвенными приёмами руководства игры.

Интересная тематика и доброжелательность сверстников привлекают детей. Они принимают всех: и тех, кто приходит со своей ролью, и тех, кто просто скажет: «Можно я с вами буду играть Некоторые дети не связаны личной дружбой, но они всегда играют со сверстниками, принимая их в свои игры или подключаясь к уже развернувшейся игре. Таким образом, устойчивость игровых объедений зависит от характера взаимоотношений их участников; умения поддерживать взаимодействие, уступая, проявляя уважение и доброжелательность.

Для детей значимо быть принятыми сверстниками. Они:

* придирчиво относятся к выполнению роли (так «бывает» и так «не бывает»);

* стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая свою вину, говорят:«Я больше не буду!»);

* отрабатывают нужные для игры действия (дополнительно занимаются с родителями, отрабатывают игровые действия).

Обогащение игры детей приводит к развитию ролевого взаимодействия, что способствует развитию коммуникативных способностей и умений каждого ребёнка группы.

В игровом коллективе, длительное время увлечённом интересной деятельностью, устанавливаются свои законы: «всё делить поровну, а не хватает – сделать», «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь». Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину. У детей формируется опыт межличностных взаимоотношений. Зачастую в игре ребёнок проявляет те чувства, которые скрыты для других.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребёнок подходит к необходимости - найти место среди играющих детей, наладить с ними связи, понять их желания и соразмерить с ними собственные желания и возможности. Поэтому дети с индивидуальными особенностями, которые могут привести к возникновению конфликта, проявляя интерес к игре, желание в ней участвовать, идут на взаимные уступки

Задача педагога в процессе развития сюжетно-ролевой игры

обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей;

учить видеть и определять характер отношений определённого человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку.

Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.

Эффективным способом активного отношения ребёнка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств, с чувствами тех людей, сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации.

А ситуации, требующие поставить себя на место другого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, животных.

От того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

«Сюжетно-ролевая игра-средство развития полоролевой идентичности дошкольников» Шинкарёва Н. А. Черных Н. А. Г. Иркутск 2015г. «Сюжетно-ролевая игра - средство развития полоролевой идентичности дошкольников.» Пол является.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый.

Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Интеллектуальная игра Текст к презентации Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Выполнила: Пономаренко.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Семинар-практикум «Музыкальная игра-средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста как средство установления эмоционального контакта с воспитателем Константин Дмитриевич Ушинский сказал: Игра - это «жизненная лаборатория» для ребёнка. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности детей 6-го года жизни Шинкарёва Н. А. Черных Н. А. Г. Иркутск 2015г. «Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности детей 6-го года жизни».

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2016 в 13:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Дорошенко (УИ 219010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД