МААМ-картинки

Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Виктория Купенко
Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начинать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Очень важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.

Публикация «Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» размещена в разделах

Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития овладения новыми знаниями и умениями, мышления. Ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром «маугли», чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.

В связи с этим, ранняя диагностика нарушения речи - задача и родителей, воспитателей и логопедов. Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т. д.

Тема нашей работы остается актуальной, несмотря на то, что о формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно.

Совершенной загадкой для ученых до сих пор остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Очень важно разделить словотворчество нормально развивающегося ребенка и ошибки в словообразовании у детей с общим недоразвитием речи.

Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. Так, явно не хватает работ дифференцированно подходящих к работе с разными группами детей с общим недоразвитием речи. Ведь к общему недоразвитию речи относят и детей с дизартрией, ринолалией и другими тяжелыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие речи которых легко устранимо. Поэтому следует четко разделять детей с общим недоразвитием речи по группам, работая с каждой по особой программе.

Стойкие затруднения в проведении словообразовательных действий у детей с ОНР отмечаются в работах Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой, С. Н. Шаховской.

С целью изучения особенностей формирования навыков словообразования у детей 3-4 лет с ОНР III уровня нами был организован констатирующий эксперимент.

В исследовании приняло участие 10 детей с заключением ПМПК – общее недоразвитие речи III уровень.

Прежде чем приступить к исследованию навыков словообразования детей 3-4 лет с ОНР III уровня мы изучили состояние пассивного и активного словаря по методике Н. В. Серебряковой.

Первоначально нами было проведено исследование пассивного словарного запаса.

Таким образом, 20% (2 детей) имеют высокий уровень развития пассивного словарного запаса, 50% (5 детей) находятся на среднем уровне развития пассивного словаря, 30% (3 ребенка) имеют низкий уровень развития пассивного словарного запаса. У 50% детей выявлено недостаточное понимание обобщающих слов (птицы, транспорт, мебель, фрукты, обувь, 70% детей затрудняются в понимании действий, в 70% (7 детей) отмечается недостаточное понимание признаков предметов (цвет, форма, величина и т. д).

Следующим этапом экспериментальной работы было исследование состояния активного словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Таким образом, следует сделать вывод, что 40% (4 ребенка) имеют средний уровень развития активного словарного запаса, 60% (6 детей) находятся на низком уровне развития активного словаря. Высокий уровень развития активного словарного запаса не наблюдается ни у одного ребенка (0%).

Проведя обследование словарного запаса детей, мы провели обследование словообразования детей 3-4 лет с ОНР III уровня.

При исследовании словообразования у детей были выявлены многочисленные типы ошибок.

При словообразовании существительных дети допускали следующие ошибки: замена суффиксов (ведречко, заборчок и др.) у 70% (7детей); наложение суффиксов (лентоньчка, лисененок и др.) – 30% (3 ребенка); лексические замены (у коровы – бычок, у лошади – детеныш и др.) – 20% (2 ребенка); замены словообразования словоизменением (волчонок – волчата, утенок – утята, носок – носочки, палец - пальцы) – 30% (3 ребенка); замены производного слова словосочетанием или предложением (кошкин ребенок, сапожник – тот, кто сделал сапог и др.) – 40% (4 ребенка); замена названия детеныша названием взрослого животного с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов (собачюшка, лисичка, бельчик, медведик и др.) у 50% (5 детей); нарушение акцентуации (неправильная постановка ударения) у 10%(1 ребенок); отказ от выполнения задания у 20% (2 детей); воспроизведение начальной формы слова (у волчицы – волк, у медведицы – медведь и др.) – 30% (3 ребенка); лексические замены (у коровы – бычок, у лошади – детеныш и др.) – 20% (2 ребенка).

При словообразовании прилагательных дети также допускали такие ошибки как: замена суффиксов (дождивый, холодовый, морозовый, мамочкина, волкин, лисовая, кирпичовый, стекловый, резинные, металовая и др.) у 90% (9 детей); наложение суффиксов (шерстенянные, лисовья, медвежее и др.) у 3 детей (30%); отсутствие суффикса (металые, лисый, стеклый и др.) у 4 детей (40%); повторение заданного слова (носки из шерсти – носки и др.) у 3 детей (30%); лексические замены (шапка из меха – пушистая, аквариум из стекла – прозрачный и др.) – 3 детей (30%); замены словообразования воспроизведением слова, словосочетанием (рога осла, чьи рога – осла) - 4 детей (40%); замены словообразования словоизменением (жаркая день) у 30% (3 ребенка); отказ от выполнения задания у 2 детей (20%).

При образовании глаголов совершенного и несовершенного вида наблюдалось: неправильное употребление приставок при образовании глаголов совершенного вида (помыла – вымыла и др.) у 50% (5 детей, лексические замены глаголов (купает - моет, берет, кладет - поднимает) – 40% (4 детей, замена глаголов совершенного вида глаголами несовершенного вида (вымыла – моет, собрал - собирает) – 20% (2 ребенка).

У всех детей (100%) отмечались трудности выполнения задания при подборе родственных слов. В основном при подборе родственных слов пользовались словоизменением.

Таким образом, в ходе исследования способности к словообразованию удалось установить, что 40% детей (4 ребенка) имеют средний уровень развития словообразования, у 60% детей (6 детей) отмечается низкий уровень развития словообразования. Высокий уровень развития словообразования не выявлен не у одного ребенка (0%).

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о наличии некоторых недостатков импрессивной лексики и ограниченность экспрессивного словарного запаса. Это свидетельствует о сниженной речевой готовности детей с ОНР III уровня к проведению словообразовательных операций.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство дошкольников 3-4 лет с ОНР III уровня имеют низкий уровень способности к словообразованию.

Трудности самостоятельного словообразования у детей с ОНР вызваны особенностями познавательной деятельности, в том числе недостаточной сформированностью мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

У детей с общим недоразвитием речи III уровня удалось обнаружить особенности словообразования, которые проявляются в специфических ошибках: замены словообразования словоизменением; лексические замены; замены словообразования воспроизведением слова, словосочетания или предложения; неправильный выбор основы мотивирующего слова. Эти ошибки не свойственны детям с нормальным уровнем речевого развития.

Выявленные типы ошибок при самостоятельном словообразовании свидетельствуют об ограниченных возможностях усвоения дошкольниками с ОНР морфем как языковых знаков и овладения операциями с ними, что тормозит развитие не только словарного запаса, но и, как следствие всего речевого развития в целом.

Публикации по теме:

«Формы работы ДОУ по развитию физических навыков у детей младшего возраста» Формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего возраста. В этом деле нет мелочей. Доводилось ли вам слышать забавную песенку?.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» МКДОУ «Д/с № 36» Воспитатели:.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (опыт работы)Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (опыт работы) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочется поделиться своим педагогическим опытом по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Инновационный педагогический опыт «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста» "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов (опыт работы)Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов (опыт работы) Тема:«Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов». РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ.

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме: «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей.

Опыт работы «Формирование ЗОЖ у детей младшего возраста посредством внедрения здоровьесберегающих технологий» .

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Игровой массаж как средство здоровьесбережения» «Игровой массаж как средство здоровьесбережения» [/b] Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладонях рук и подошвах.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый.

Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Опубликовано: 6 ноября 2016 в 23:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Купенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД