Виктория Купенко
Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начинать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Очень важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.
Публикация «Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития овладения новыми знаниями и умениями, мышления. Ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром «маугли», чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.
В связи с этим, ранняя диагностика нарушения речи - задача и родителей, воспитателей и логопедов. Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т. д.
Тема нашей работы остается актуальной, несмотря на то, что о формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно.
Совершенной загадкой для ученых до сих пор остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Очень важно разделить словотворчество нормально развивающегося ребенка и ошибки в словообразовании у детей с общим недоразвитием речи.
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. Так, явно не хватает работ дифференцированно подходящих к работе с разными группами детей с общим недоразвитием речи. Ведь к общему недоразвитию речи относят и детей с дизартрией, ринолалией и другими тяжелыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие речи которых легко устранимо. Поэтому следует четко разделять детей с общим недоразвитием речи по группам, работая с каждой по особой программе.
Стойкие затруднения в проведении словообразовательных действий у детей с ОНР отмечаются в работах Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой, С. Н. Шаховской.
С целью изучения особенностей формирования навыков словообразования у детей 3-4 лет с ОНР III уровня нами был организован констатирующий эксперимент.
В исследовании приняло участие 10 детей с заключением ПМПК – общее недоразвитие речи III уровень.
Прежде чем приступить к исследованию навыков словообразования детей 3-4 лет с ОНР III уровня мы изучили состояние пассивного и активного словаря по методике Н. В. Серебряковой.
Первоначально нами было проведено исследование пассивного словарного запаса.
Таким образом, 20% (2 детей) имеют высокий уровень развития пассивного словарного запаса, 50% (5 детей) находятся на среднем уровне развития пассивного словаря, 30% (3 ребенка) имеют низкий уровень развития пассивного словарного запаса. У 50% детей выявлено недостаточное понимание обобщающих слов (птицы, транспорт, мебель, фрукты, обувь, 70% детей затрудняются в понимании действий, в 70% (7 детей) отмечается недостаточное понимание признаков предметов (цвет, форма, величина и т. д).
Следующим этапом экспериментальной работы было исследование состояния активного словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Таким образом, следует сделать вывод, что 40% (4 ребенка) имеют средний уровень развития активного словарного запаса, 60% (6 детей) находятся на низком уровне развития активного словаря. Высокий уровень развития активного словарного запаса не наблюдается ни у одного ребенка (0%).
Проведя обследование словарного запаса детей, мы провели обследование словообразования детей 3-4 лет с ОНР III уровня.
При исследовании словообразования у детей были выявлены многочисленные типы ошибок.
При словообразовании существительных дети допускали следующие ошибки: замена суффиксов (ведречко, заборчок и др.) у 70% (7детей); наложение суффиксов (лентоньчка, лисененок и др.) – 30% (3 ребенка); лексические замены (у коровы – бычок, у лошади – детеныш и др.) – 20% (2 ребенка); замены словообразования словоизменением (волчонок – волчата, утенок – утята, носок – носочки, палец - пальцы) – 30% (3 ребенка); замены производного слова словосочетанием или предложением (кошкин ребенок, сапожник – тот, кто сделал сапог и др.) – 40% (4 ребенка); замена названия детеныша названием взрослого животного с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов (собачюшка, лисичка, бельчик, медведик и др.) у 50% (5 детей); нарушение акцентуации (неправильная постановка ударения) у 10%(1 ребенок); отказ от выполнения задания у 20% (2 детей); воспроизведение начальной формы слова (у волчицы – волк, у медведицы – медведь и др.) – 30% (3 ребенка); лексические замены (у коровы – бычок, у лошади – детеныш и др.) – 20% (2 ребенка).
При словообразовании прилагательных дети также допускали такие ошибки как: замена суффиксов (дождивый, холодовый, морозовый, мамочкина, волкин, лисовая, кирпичовый, стекловый, резинные, металовая и др.) у 90% (9 детей); наложение суффиксов (шерстенянные, лисовья, медвежее и др.) у 3 детей (30%); отсутствие суффикса (металые, лисый, стеклый и др.) у 4 детей (40%); повторение заданного слова (носки из шерсти – носки и др.) у 3 детей (30%); лексические замены (шапка из меха – пушистая, аквариум из стекла – прозрачный и др.) – 3 детей (30%); замены словообразования воспроизведением слова, словосочетанием (рога осла, чьи рога – осла) - 4 детей (40%); замены словообразования словоизменением (жаркая день) у 30% (3 ребенка); отказ от выполнения задания у 2 детей (20%).
При образовании глаголов совершенного и несовершенного вида наблюдалось: неправильное употребление приставок при образовании глаголов совершенного вида (помыла – вымыла и др.) у 50% (5 детей, лексические замены глаголов (купает - моет, берет, кладет - поднимает) – 40% (4 детей, замена глаголов совершенного вида глаголами несовершенного вида (вымыла – моет, собрал - собирает) – 20% (2 ребенка).
У всех детей (100%) отмечались трудности выполнения задания при подборе родственных слов. В основном при подборе родственных слов пользовались словоизменением.
Таким образом, в ходе исследования способности к словообразованию удалось установить, что 40% детей (4 ребенка) имеют средний уровень развития словообразования, у 60% детей (6 детей) отмечается низкий уровень развития словообразования. Высокий уровень развития словообразования не выявлен не у одного ребенка (0%).
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о наличии некоторых недостатков импрессивной лексики и ограниченность экспрессивного словарного запаса. Это свидетельствует о сниженной речевой готовности детей с ОНР III уровня к проведению словообразовательных операций.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство дошкольников 3-4 лет с ОНР III уровня имеют низкий уровень способности к словообразованию.
Трудности самостоятельного словообразования у детей с ОНР вызваны особенностями познавательной деятельности, в том числе недостаточной сформированностью мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня удалось обнаружить особенности словообразования, которые проявляются в специфических ошибках: замены словообразования словоизменением; лексические замены; замены словообразования воспроизведением слова, словосочетания или предложения; неправильный выбор основы мотивирующего слова. Эти ошибки не свойственны детям с нормальным уровнем речевого развития.
Выявленные типы ошибок при самостоятельном словообразовании свидетельствуют об ограниченных возможностях усвоения дошкольниками с ОНР морфем как языковых знаков и овладения операциями с ними, что тормозит развитие не только словарного запаса, но и, как следствие всего речевого развития в целом.