Лариса Скороходова
Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного
возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая
деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. При этом игра понятие
многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее
важным для дошкольника? Любой вид игровой деятельности, будто то
сюжетно-ролевая игра, строительная, подвижная, игра-драматизация,
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
способствует всестороннему развитию ребенка. Сегодня поговорим о том,
как различные виды игр способствуют творческому развитию личности
дошкольника.
Строительно-конструктивная игра : если в младшей и средней группе
дети строили по образцу воспитателя, по указаниям, по схеме (домик, мост,
гараж, выполняя определенные правила, то в старшем дошкольном возрасте
ребенок проявляет фантазию, свое творчество, дополняя постройки
различными украшениями, выбирая строительные детали, предметы
самостоятельно (построив мост для пешеходов, ребенок сделал необычные
перила, построил не просто гараж, а двух или трехэтажный на высоком
фундаменте, достраивает лестницы, подъездные дороги, фантазируя и
подбирая необходимые для этого детали строителя). Строя город или парк,
ребенок сам выбирает, какой будет у него дом, магазин, дворец, какими
«скульптурами» украсить парк, какой «театр» и где его построить.
Из различных деталей конструктора дети собирают придуманных ими
роботов, космические корабли, разных чудищ. Виталик Ш. собрал из
конструктора чудище с крыльями. Мне показалась непонятной его
конструкция. Я спросила, где крылья, где голова. Виталик ответил: «Голову
он спрятал пока, а крылья сложил. Отдыхает».
Понятие «творческая игра» охватывает и сюжетно-ролевую игру (это
основной вид творческих игр). По программе Н. М. Крыловой наши дети
играют в «овощеводов», в «ферму», в «детский сад», в «театр». Дети
вступают друг с другом во взаимоотношения, в диалоги с партнером по игре.
Заботясь о коровушке, «доярка» поет ей свою песенку, в игре «Дочки-
матери» дети вступают в диалог с «дочкой» - куклой, подбирают предметы-
заместители, представляя, что деталь конструктора – шоколадка, а семена
каштана – тефтели, подбирает посуду на «свой вкус». В игре «Детский сад»
Лера и Кристина были воспитателями. Они проводили «занятия» по своему
выбору, по своему воображению, диалоги с куклами.
Плывя на «корабле», капитан смотрит в бинокль и рассказывает,
фантазируя, что он видит за бортом корабля.
В творческих ролевых играх, приняв на себя роль взрослого, ребенок
действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных
обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую
мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой, однако, это не
мешает ребенку проявить свое творчество, фантазию, изображая роль по-
своему.
Среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в
«театр», игры-драматизации, сюжетами которых служат хорошо известныесказки, рассказы или театральные представления. В одних случаях дети сами
изображают персонажей сказки, в других персонажами становятся их
игрушки, куклы. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления,
полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-
драматизациях – впечатления от литературных произведений, отражая жизнь
в художественных образах. В игре-драматизации инициатива и творчество
детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не
только, что изображается, но и как изображается. Важно показать героя не
только с помощью речи, но и мимикой, жестом, движением. В драматизации
очень важен качественный результат деятельности.
Играя в кукольный и настольный театр, дети придумывают свои
сюжеты, диалоги, различных персонажей (например, встретились собачка и
утенок, белый медведь и бурый, разговорились, о чем они могут говорить
друг с другом – придумывает сам ребенок, фантазирует.
В подвижных и хороводных играх дети так же проявляют воображение
и творчество, придумывают новые правила игры, предлагают новую игру
(например, в игре киргизского народа «Токту сурамай» - «Отдайте ягненка»
по правилам игры нужно через реку проплыть или перепрыгнуть, дети
предлагали другие способы переправки – перелететь, пробежать). Играя в
игру «Караси и щука», Рафаэль сказал: «А я придумал новую игру
«Внимание, акула», и все дети с удовольствием играли в новую игру и
придумали правила к ней. В игре «Зверолов» есть свои правила, но и есть и
место для воображения и фантазии ребенка в изображении фигур разных
животных, или в игре «Море волнуется» разных других фигур.
В хороводной игре «Теремок» (по новым правилам) дети представляют
себя разными предметами, называют сходство с другими персонажами
«Теремка» и тогда попадают в «теремок». В игре «Мы пойдем, пойдем…»
дети придумывают различные названия растений и ягод, которые можно
встретить в лесу или в саду, ли в огороде, берут на себя роль этого
персонажа, выполняют плясовые движения, которые он сам придумал.
Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них
свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему. В игре
ребенок переживает не только положительные эмоции, он переживает и
горечь неудачи, поражения, неудовлетворенности достигнутыми
результатами, обиду и т. д. Однако, не смотря на наличие в отдельных
случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит
ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает
быть игрой. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается,
говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работает его
воображение, фантазия, память, усиливаются эмоции и волевые проявления.
По утверждению К. Д. Ушинсвкого в игре ребенок «живет, и следы этой
жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…»