Татьяна Зырянова
Варианты сочинения экологических сказок с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Варианты сочинения экологических сказок с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Цели:
- Формирование ответственного и доброжелательного отношения к природе
- Сопереживание живому организму
Задачи:
- Воспитывать гуманное, заботливое отношение ко всему окружающему миру
- Развивать познавательный интерес к миру природы
- Развивать чувство эмпатии к объектам природы
- Посредством экологических сказок прививать экологическую культуру поведения
- Формировать систему элементарных научных знаний.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Необходимо отметить, что экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Методика использования экологических сказок включает несколько этапов:
– обсуждение со старшими дошкольниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В. Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц) и др. ;
– придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай;
– сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
– сочинение детьми собственных сказок (индивидуально или в микрогруппах и дома с родителями);
– красочное оформление своих произведений;
Среди интересных приемов – инсценирование фрагментов экологических сказок. Сказки, наполненные экологическим содержанием, например, сказка, где Колобок отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост, вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем первоисточник.
Для поддержания интереса используются экологические тренинги по содержанию изучаемой экологической сказки (например: «Я дерево, мои руки – ветки», иллюстрирование («Сказка, я тебя рисую», рассматривание книжных иллюстраций и самостоятельное изготовление книжек-малюток, самостоятельное сочинение сказок на выбранную тему, старая сказка на новый лад, «перевирание» сказки, продолжение начатой сказки, сказка «наизнанку», что было бы, если. и т. п.
Экологическая сказка «Родник»
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
· Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
· Как бы вы поступили на месте Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
– Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
· Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка! Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и предложил: - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл насолнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Вопросы:
· Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
· С кем Артём ходил за водой на родник?
· Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
· Чем занимались Андрей и Петя?
· Какой вред приносят природе такие игры?
· Почему Артёму приснился необычный сон?
· Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
· Кто помог Артёму исправить ошибку?
· Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
· Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
Экологическая сказка «Маленькие путешественницы»
Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им: - Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там. Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.
«Вот подходящее местечко!» - подумало семечко. – Здесь смело можно пустить корни». Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора». Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки. Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром. Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу: - Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня. Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.
– Как красиво! – полюбовались они своей работой. Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.
· Понравился ли вам поступок девочек? Почему?
Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег. Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки? Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть. Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка. - Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я ведь не сажала здесь незабудку! Видно её занёс к нам ветер, - подумала она. – Ну, пусть растёт и украшает мою грядку. Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы. - В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад! А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки. Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым. Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая незабудка.
Вопросы:
· Как выглядит цветок незабудки?
· Расскажите, что случилось с семечком незабудки, которое упало в воду?
· Что случилось с незабудкой, если бы Таня сорвала её?
· Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?
· Как девочки помогли незабудке?
· Какую пользу принесли незабудки берегу реки?
· Как второе семечко незабудки оказалось в саду?
· Какую пользу принесли эти цветы саду?
· Как третье семечко оказалось в лесу?
· Почему муравьи переносят семена незабудок?
«Бином фантазии»
Дж. Родари сравнивал влияние слова на сознание человека с падением камня в воду. Камень вызывает круги на воде, а слово – определенные ассоциации. Однако для сочинения сказок, по мнению писателя, одного слова недостаточно. Нужно два, причем их сочетание должно содержать в себе противоречие, между ними должна быть определенная дистанция. Такое сочетание писатель назвал «биномом фантазии», поскольку, неожиданная комбинация слов способна пробудить фантазию ребенка.
Толчком к созданию историй может служить любое неправильно сказанное ребенком слово, сложное слово или слово к которому добавили приставку. Например, существует слово «полумесяц», а может ли быть слово «полурека», «полулес»? Можно попросить детей описать такой необычный сказочный персонаж, его поведение, место обитания, приключения.
«Перевирание» сказки
Данный вариант предполагает пересказ известной сказки по-новому. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или привнести новую информацию. Например, можно представить, что в сказке о Красной Шапочке появился представитель общества защиты сказочных героев, а Серый Волк – один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Для того чтобы сочинить сказку в новом варианте, дети должны будут активизировать свои знания о причинах исчезновения и необходимости охраны животных, о роли хищников в природе. Другой вариант – Красная Шапочка недавно вступила в общество юных друзей природы.
«Салат» из сказок
Данный вариант предполагает сведение в новой сказке героев различных произведений. Например, можно представить, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных сказках терпели неудачу («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная Шапочка»). Как такое событие скажется на обстановке в лесу?
Продолжение начатой сказки
Используя данный вариант сочинения сказки, педагог составляет начало сказки сам, а дети сочиняют ее продолжение. При этом экологическая сказка должна составляться в рамках изучаемой темы. Сказки без окончания Дж. Родари называл открытыми. Одни могут быть составлены как в соавторстве, т. е. коллективно, так и индивидуально. В первом случае каждый ребенок говорит свою фразу таким образом, чтобы она по смыслу была связана с фразой предыдущего участника сочинения. Одна и та же сказка может иметь разные окончания. Можно разделить детей на подгруппы и предложить одним из них придумать счастливый, а другим печальный конец.
Сказка в заданном ключе
Этот прием предполагает использование сюжета известной сказки с перемещением ее героев в другое время или пространство. Например, известные персонажи – Водяной, Баба-Яга, Русалка, царь Берендей и др. жалуются на трудности выживания в загрязненной среде, т. е. они перенесены в современные условия.
От жалоб герои сказки переходят к конкретным просьбам о помощи, обращенным к детям (это своего рода исследовательские задания). Такие задания воспринимаются с большим интересом, чем традиционные, полученные на занятии.
Использование особенностей персонажа для составления сказок
В экологической сказке поведение персонажей и сюжетная линия могут зависеть от свойств материалов из которых эти персонажи сделаны. Например, стеклянный человечек попадает в сказке в иные ситуации, чем соломенный, потому что свойства стекла и соломы различны. Можно придумать с детьми разных человечков и поместить их в разную среду: воздушную, водную, почвенную. Особенности материала, из которых эти герои сделаны, определят, как именно повлияют на них свет, тепло, вода и т. д. Так снежный человечек может растаять под солнечными лучами, каменный в отличие от бумажного тонет в воде и т. п.
Сказки «наизнанку»
Дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых они знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, Дж. Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые – добрыми. Изменение их поведения, а, следовательно, и сюжета популярных сказок.
Например, можно вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Волк в новой сказке – добрый, т. е. он заботиться об охране окружающей среды.
Лес – это местообитания Волка. Естественно, он стремиться сберечь его в первозданном виде, оберегает от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз, когда идет к бабушке рвет цветы, которых становится все меньше и меньше. Кроме того, Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны.
Наконец, Волк знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла, которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора.
Герои сказок – игрушки
Любимые игрушки детей могут попасть в различные сказочные ситуации, при этом их вариант экологического поведения может привести к тем или иным последствиям. Например, кукла Карлсон попадает на крышу дома в районе с загрязненным воздухом, от чего и заболевает. Из озорного и веселого героя превращается в грустного. Рассказывая о своих приключениях, Карлсон помогает детям понять, почему загрязненный воздух становится опасным для здоровья.
Герои сказок – реальные объекты
Героями сказки могут стать любые окружающие ребенка объекты, нужно только посмотреть на них по-новому. В тридесятое сказочное государство может превратиться обыкновенная лужа, в которой есть свои обитатели. Если педагог проводит наблюдение за прорастанием горошины, она может стать героиней истории. Рассматривая на экскурсии кротовины, можно предложить детям сочинить сказку о нем.
Герой сказки – сам ребенок
Можно «поместить» ребенка в условия, когда он – как герой сказки должен будет верно спланировать свои действия по отношению к природе. И только приобретенные ранее знания помогут ему сделать правильный выбор. Начать такие сказки можно так: «Однажды Саша увидела на асфальте большого червяка, который выполз из своей норки после дождя…» или «Юра захотел, чтобы к Новому году ему прямо из лесу принесли настоящую, живую елку…».
Слушая сказку о себе, ребенок может корректировать собственные действия как персонажа, подсказывая ход повествования взрослому. Данный вариант составления сказки способствует формированию у детей умения прогнозировать свои действия, моделировать различные ситуации.
Игра-сказка
Джанни Родари приводит пример игры, способствующей развитию логического мышления ребенка. Суть ее состоит в том, что один и тот же предмет может быть рассмотрен с разных точек зрения. Например, любой ребенок-мальчик – это и сын, и внук, и племянник. Все зависит от того, кто именно задает ему вопрос: «Кто ты?» На основе использования этого приема писатель предлагал сочинять сказки.
Такой подход очень важен для формирования экологического сознания. Например, лес с точки зрения мебельщика – источник сырья для производства мебели, с точки зрения туриста – место для отдыха, с точки зрения строителя – источник строительного материала, с точки зрения зайца – место обитания, источник пищи, с точки зрения врача – подходящее место для санатория. Эколог же рассматривает лес как экосистему, важную часть биосферы. К сожалению, в настоящее время преобладают взгляды на лес как источник сырья, точки зрения зайца и эколога учитываются крайне редко.
Описываемый прием помогает понять почему с экологических позиций не следует делить животных на «вредных» и «полезных». Например, гусеница с точки зрения дачника – вредитель сада, хотя бабочка – это уже украшение природы. В глазах биолога гусеница – будущая бабочка, с точки зрения птицы – потенциальная еда, с позиций цветка – будущий опылитель.
Готовая схема сюжета
Если вы хотите, чтобы итогом творческого сотрудничества детей стала сказка, помогающая усвоить определенный материал, разработайте схему ее сюжета. Например, педагог называет персонажей, а их приключения придумывают дети. Например, вы хотите выяснить, как дети усвоили информацию об обитателях почвы (воды) и их приспособленности к окружающей среде и друг другу. Можно предложить детям придумать сказку, в которой встречаются крот, дождевой червяк, корни растений. Как они будут вести себя, что делать?