Юлия Наумова
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста»
2 слайд
Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
3 слайд
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Восприятие – ведущий познавательный процесс в раннем возрасте, который трудно переоценить. Пробелы в развитии восприятия могут повлечь за собой ошибочные представления о свойствах предметов и явлений окружающего мира. Ощущения и чувства главные помощники двухлетнего ребёнка в восприятии мира. В этом возрасте дети непосредственны и с огромным интересом манипулируют предметами. Если не привить ребёнку интерес к исследовательским действиям, наблюдательности, то впоследствии, возможно возникновение чувства страха при ознакомлении с новыми явлениями или предметами. Активное приобщение малышей к миру природы создаст благоприятные условия для познавательной деятельности.
4 слайд
Цель - Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в образовательной деятельности.
Задачи:
1Обогащать представления детей об окружающем мире
2Развивать умение пользоваться приборами помощниками
3Совершенствовать мыслительную деятельность детей
4Обеспечить личностное развитие каждого ребенка
5 слайд
Ожидаемые результаты.
В процессе экспериментальной деятельности и по ее завершению для детей моей группы, я ожидаю увидеть следующие результаты:
1. У детей сформируется интерес к экологическим знаниям.
2. Дети будут испытывать радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызовут у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
3. В процессе экспериментирования словарь детей пополнится словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, лёгкий-тяжёлый, мягкий – твёрдый, холодный - тёплый и прочее).
6 слайд
Экспериментирования с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием снега, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает и др.)
7 слайд
Любимая всеми детьми забава – делать бурю в стакане или в большом тазу, не требующая особого оборудования кроме коктейльной трубочки, стакана, тазика с водой. Создание «Бури» всех детей привело в восторг, ведь они сами смогли создать пузырьки.
8 слайд
«Радуга»
Когда я спросила детей, «Ребята, а как думаете, а мы сможем увидеть радугу в нашей группе?» Детки, конечно же, были удивлены моим вопросом, ведь радуга это природное явление, которое может возникать на улице, поэтому большинство детей лишь недоуменно на меня смотрели. Но, когда я опустила бумажную салфетку в воду, то дети увидели, как по двум концам салфетки, нарисованные, при помощи фломастера, цвета стали соединяться, образуя между собой подобие радуги. Их удивление сменилось восторгом.
«Проявляющиеся картинки»
Каждому ребенку была дана салфетка, внутри которой, при помощи фломастера, был нанесен рисунок. Рисунок не был виден и поэтому дети не знали, какая картинка им досталась, из-за этого момент проявления изображения был более интересен.
9 слайд
Свойства предметов «Тонет - не тонет»
Все мы знаем, что детям очень нравится бросать предметы в воду. И поэтому они очень обрадовались, когда им это было разрешено в садике. Каждый смог что то положить в воду и понаблюдать, что будет происходить с предметом. В этом эксперименте детям был задан вопрос, «а как думаете, почему одни предметы тонут, а другие плавают?». Так они узнали, что предметы имеют вес. Легкие предметы будут плавать, тяжелые – тонуть.
10 слайд
«Смешивание красок»
Дети в этом эксперименте узнали, что вода не имеет цвета и запаха. Но, если в неё добавить краску, то она может окраситься в удивительные цвета.
11 слайд
«Смешивание красок в молоке»
О том, что можно смешивать краски в воде, дети уже знали. Но то, что это можно сделать и в молоке, дети знать не могли. И, конечно же, мы попробовали это сделать. И у нас получились сперва цветные завитки (этот эффект получился от того, что помимо красок, в молоко было добавлено моющее средство для посуды, оно заставляет молоко и краски смешиваться между собой). А потом дети стали размешивать краску ватными палочками. И молоко из белого цвета приобрело новый оттенок. Конечно же, после детям было оговорено, что молоко лучше всего пить, чем добавлять в него краску.
12 слайд
Гуляя на прогулке, я предложила детям снять варежки и взять немного снега в руки и понаблюдать, что будет с ним происходить. Дети сами стали говорить, что у них в ладошках «водичка». И мы смогли сделать вывод, что наши руки теплые, а снег от тепла тает, поэтому вместо снега образовывается вода. Далее, чтобы убедится в том, что снег действительно тает от тепла, мы принесли с прогулки снег в нашу группу. Спустя время дети убедились, что в теплом помещении снег тоже тает. И, помимо воды, дети увидели и кое-что еще, это была грязь. Таким образом, они так же убедились и в том, почему нельзя есть снег (в нём есть грязь).
13 слайд 14 слайд
Эксперименты с воздухом
Не менее увлекательным для детей является и воздух. Он необходим всему живому на планете: людям, животным, растениям и т. д. Но только какой он, воздух? На этот вопрос мы с детьми попытались выяснить при помощи воздушного шарика, мыльных пузырей, игрушки «ветерок» и полиэтиленового пакета. И узнали, что воздух находится внутри нас и он не имеет цвета и своей формы. При помощи воздуха можно двигать предметы.
15 слайд
«Мыльные пузыри»
У всех детей слова «Мыльные пузыри» ассоциируются с летом. И когда я им предложила зимой поиграть с ними в группе, они очень обрадовались. Они знали, что «мыльные пузыри» находятся в «специальной баночке», но не знали, что их можно сделать при помощи жидкого мыла и коктейльной трубочки. Создание мыльных башен вызвало у большинства детей, большой восторг.
16 слайд
Экспериментирование с магнитом
В ходе экспериментальной деятельности с магнитом, дети узнали о его свойствах притягивать к себе предметы из металла. И узнали, что остальные предметы, в которых нет металла – не притягиваются.
17 слайд
Для детей было удивительно заглянуть в неведанный для них мир при помощи микроскопа. С его помощью ребята увидели, как выглядит крыло мухи и какие под микроскопом перья птиц.
18 слайд
Рассматривание предметов под лупой
Здесь дети познакомились с таким предметом как «лупа». И поняли на собственном опыте, для чего она нужна. Лупа, помогает нам лучше рассмотреть предметы, увеличивая их размер под стеклом.
19 слайд
Создание «лавы» из вулкана
Большой восторг у детей вызвал этот эксперимент, в котором дети смогли увидеть, как вступают в реакцию между собой лимонная кислота и сода. Сам вулкан нам в группу сделала одна замечательная мама нашей воспитанницы.
20 слайд
При организации познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста нужно учитывать их возрастные особенности, поэтому: все предлагаемые мероприятия нужно эмоционально окрашивать, что будет вызывать у детей только положительные эмоции. Вследствие опытно-экспериментальной работы, дети становятся более внимательными и наблюдательными.