Алена Воробьёва
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность
как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет
«Маленькие исследователи"
Содержание
Характеристика проекта …. 3
Актуальность проекта ….4
Цель и задачи проекта …. 5
План деятельности по достижению цели…6
Предполагаемый результат …. 7
Содержание проекта…. 8
Совместная деятельность….14
Тематический план работы с детьми. …. 16
Работа с родителями …18
Результаты работы над проектом…19
Выводы и практическая значимость проекта…20
Перспективы на будущее …. 21
Список литературы …. 22
Приложения….23
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Характеристика проекта
• Тема проекта: Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет
• Вид проекта: практико-ориентированный
• По характеру содержания: ребенок, педагог, родители
• По характеру участия в проекте: участвуют от зарождения идеи до получения результата
• По характеру контактов: внутри детского сада
• По количеству участников: групповой проект
• Участники проекта: воспитатели, воспитанники
• Продолжительность проекта: 9 месяцев
• Срок реализации: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Актуальность
Проект разработан в силу особой актуальности развития познавательной активности детей в раннем возрасте.
Ранний возраст является благоприятным периодом развития познавательной активности детей. Под познавательной активностью понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности.
В возрасте 4-5 лет ребенок активно развивается и приобретает новые навыки и знания. Познавательное развитие в этот период играет важную роль в формировании личности ребенка и его дальнейшем обучении.
В раннем возрасте ребенок начинает активно изучать окружающий мир, задавать вопросы и исследовать различные предметы и явления. В этот период у него развивается память, внимание, мышление и речь. Ребенок учится понимать и использовать язык, что позволяет ему общаться с окружающими и получать новые знания.
Развитие памяти и внимания у ребенка в возрасте 4-5 лет позволяет ему запоминать и воспроизводить информацию, а также концентрироваться на определенных задачах. Это помогает ему успешно обучаться и развиваться.
Мышление ребенка в этом возрасте становится более сложным и разнообразным. Он начинает понимать причинно-следственные связи и может делать выводы на основе своего опыта. Ребенок также способен решать простые задачи и находить ответы на вопросы.
Таким образом, познавательное развитие в раннем возрасте играет ключевую роль в формировании ребенка как личности и подготовке его к дальнейшему обучению и развитию.
Эффективным способом развития познавательной активности является детское экспериментирование. Для его организации необходима системная педагогическая работа с применением комплекса методов и приемов.
Цель и задачи проекта
Цель: Активизация познавательной деятельности детей посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
1) формировать представление о себе, объектах окружающего мира
2) формировать представление о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале)
Развивающие задачи:
1) развивать творчество детей
2) развивать любознательность и интерес детей
Воспитательные задачи:
1) объединять детей, воспитателей и родителей на основе общей цели
2) Воспитывать умения слушать взрослого
3) Воспитывать интерес к экспериментированию
4) Воспитывать усидчивость и аккуратность
План деятельности по достижению цели
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду оборудованием и материалами для экспериментальной деятельности детей раннего возраста.
3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла и экспериментальной деятельности.
• Подготовить информацию для родителей по темам: «Познавательное развитие детей раннего возраста», «Экспериментальная деятельность детей 4-5 лет».
4. Реализовать выполнение проектных мероприятий в 2023-2024 учебном году.
• Провести презентацию альбома «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет
5.».
Предполагаемый результат
1. Активизация познавательной деятельности детей посредством экспериментирования.
2. У детей сформированы представления о себе, объектах окружающего мира.
3. Дети объединены на основе общей цели.
4. Повысился интерес детей к экспериментированию.
5. Развиваются творчество, любознательность и интересы детей.
Содержание проекта
Подготовительный этап
Определение темы проекта. Намечается план движения к поставленной цели. На данном этапе проекта осуществляется объединение детей, воспитателей и родителей. Воспитатель, ответственный за проект, проводит мероприятие в виде круглого стола.
Проводится работа с родителями. Родители знакомятся с задачами познавательного развития детей и основами детского экспериментирования. На этом этапе значительную часть экспериментов составляет организация маленького огорода, организация ухода за растениями.
Предметно-пространственная среда группы пополняется материалами для опытов, материалами для выращивания растений в группе, сенсорными коробками.
С детьми проводится беседа о пользе комнатных растений. Комнатные растения положительно влияют на воздух в помещении, они очищают воздух от пыли. Но самое большое значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом. Растения улучшают настроение.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
На основном этапе предметно-пространственная среда пополняется картотекой детского экспериментирования, которая включает в себя эксперименты с растениями, водой, песком, бумагой, красками, льдом, снегом и другими материалами.
С детьми проводится экспериментирование.
Эксперименты полезны для детей и помогают им лучше усвоить законы природы. На этом этапе дети знакомятся со свойствами земли. Воспитатель объясняет детям, что растениям земля необходима для питания и роста. Дети рассматривают почву, ощупывают ее, понимают, что почва нужна растениям.
Педагоги помогают детям высаживать луковицы, чеснок, зелень, ухаживают за ними. С детьми проводятся беседы о том, как ухаживать за растениями. Также высаживают семена огурцов, цветов. Дети учатся поливать комнатные растения, наблюдают за впитыванием воды. Детям объясняется, что растениям нужен солнечный свет: растения тянутся к свету (если развернуть растение, то через несколько дней они снова поворачиваются в сторону солнца).
С детьми проводятся беседы на темы: «Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Семена».
Дети знакомятся со строением растений, ростом и развитием растений, влиянием воды и солнца на растения, проращивают семена.
Проводятся экологические занятия по темам: «Семена и первые всходы», «Мир овощей», «Береги природу».
Проводятся опыты с водой. Дети знакомятся со свойствами воды: прозрачностью, температурой, переливают воду в разные емкости. В ходе экспериментов дети определяют, имеет ли вода вес, сравнивают стакан с водой и пустой стакан. Приходят к выводу, что вода имеет вес. Разглядывая воду, дети определяют, что вода прозрачная, не имеет запаха.
С помощью воронки дети наливают воду из ведерка и обнаруживают, что вода принимает форму сосуда, в который ее налили. Дети определяют, в каком сосуде больше всего воды. С помощью соломинки дети переливают воду из одного стакана в другой, выясняют, что по такому же принципу работает пипетка.
С водой проводится эксперимент «Рябь на воде» с целью развития интереса к экспериментированию и развития дыхательного аппарата. Дети дуют на воду в тазике с водой. Обращается внимание на то, что когда дуешь на воду, на поверхности появляется рябь.
В ходе эксперимента «Холодная и горячая вода» развиваются тактильные ощущения. Бутылочки наполняются горячей и холодной водой, дети сравнивают температуру на ощупь, определяют, где холодная, а где горячая вода.
Проводятся опыты с водой: «Как вода отражает предметы?», «Как вытолкнуть воду?», «Как окрасить воду?», «Как получаются цветные льдинки?».
В ходе эксперимента «Мыльные пузыри» дети наблюдают за ними, играют (ловят ладошками, дуют на них, разглядывают).
Во время экспериментирования проводится знакомство со свойствами снега. Дети обнаруживают, что снег холодный, белый. Снег, принесенный в группу, тает. В ходе экспериментирования со снегом развиваются тактильные ощущения.
Проводятся эксперименты с воздухом: «Воздух повсюду», «Кто играет ленточками?».
Проводится экспериментирование с песком. При этом развивается мелкая моторика, поднимается настроение у детей. Дети пересыпают песок ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а затем из бутылочки обратно в коробочку. Проводятся опыты «Как движется сухой песок?», «Как покрасить песок?».
Проводятся эксперименты со звуком: «Почему все звучит?».
Проводятся эксперименты со светом. Дети знакомятся с солнечными зайчиками, рассматривают их. Задачи: для понимания элементарных законов оптики: в ходе экспериментов детям нужно понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить отражать свет зеркалом.
Дети знакомятся с происхождением и движением солнечных зайчиков, пускают солнечных зайчиков (отражают свет зеркалом). В ходе эксперимента с зеркальцем пускают солнечные зайчики на стене, бегают и ловят их.
Воспитатель показывает, как с помощью зеркала можно получить солнечный зайчик. Зеркало отражает свет и становится источником света. Дети учатся пускать солнечные зайчики и направлять их в определенную сторону. Детям предлагается поиграть с солнечным зайчиком: догнать, поймать его. Дети в результате игры с солнечным зайчиком отвечают на вопрос о причинах появления зайчика. В неосвещенном помещении солнечный зайчик появиться не может, так как нет света.
Дети развешивают платочки, прикрепляя их на веревочку с помощью прищепок. Дети знакомятся с тем, как нужно пользоваться прищепками. В ходе экспериментирования «Найди по звуку» дети учатся различать шумовые звуки, знакомятся с названиями музыкальных инструментов.
Для знакомства детей со свойствами различных материалов применяются сенсорные коробки.
Достоинством применения данного дидактического средства является следующее. Во-первых, сенсорные коробки позволяют формировать представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Во-вторых, дети знакомятся с природными и искусственными материалами различной текстуры. В-третьих, у детей развивается мелкая моторика, что помогает развитию речи. Кроме того, сенсорные коробки позволяют организовать для детей раннего возраста различные игры.
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у детей через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Что представляют собой сенсорные коробки, какие они бывают? В качестве сенсорной коробки может применяться любая емкость с разнообразным наполнителем. В качестве емкости может использоваться пластиковый контейнер, тазик, даже коробка из-под обуви или кастрюля. Главное, чтобы она была безопасна для ребенка.
Что может быть наполнителем сенсорной коробки? В качестве наполнителя могут использоваться различные материалы. Это могут быть как природные материалы, так и искусственные. Природные материалы: различная крупа, бобы, орехи, желуди, шишки и другие. Искусственные материалы: игрушки, стеклянные и пластиковые шарики, поролон, кусочки ткани, нарезанные полоски бумаги и так далее. Могут применяться твердые или сыпучие материалы. Также коробку можно наполнить водой и положить в нее гидрогелевые шарики. Детям будет интересно рассматривать их, перебирать их пальцами, играть в различные игры.
Какие инструменты можно использовать в сенсорных коробках:
– лопатки, ложки, совки, половник;
– пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
– форма для кексов, воронка, сито,
– маленькие силиконовые формы, формочки для печенья;
– игрушечные грабли, лейка.
Проводится работа с родителями. Родители узнают, как организовать деятельность с детьми по работе с сенсорными коробками, как проводить эксперименты и опыты вместе с детьми. В течение всего периода реализации проекта организуется работа с родителями посредством консультаций по темам: «Познавательное развитие детей раннего возраста», «Экспериментальная деятельность в раннем возрасте».
Предметно-пространственная среда группы пополняется инструментами для выращивания растений, сенсорными коробками.
Тематический план работы
Совместная деятельность с детьми
Дата Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
сентябрь Познавательное развитие, речевое развитие Беседы «Что такое огород и что на нем растет?», «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике?», «Семена» Знакомство с выращиванием огородных культур
октябрь Познавательное развитие Экологические занятия «Семена и первые всходы», «Мир овощей», «Береги природу!» Знакомство с миром овощей, с огородом
ноябрь Познавательное развитие Опыты с водой. Знакомство со свойствами воды. Эксперименты «Рябь на воде», «Холодная и горячая вода», «Как вода отражает предметы», «Как окрасить воду» и др. Знакомство со свойствами снега. Экспериментирование и опыты с водой и снегом
декабрь Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие Знакомство и игры с сенсорными коробками Развитие мелкой моторики посредством сенсорных коробок
январь Познавательное развитие, речевое развитие Беседы о свойствах воздуха. Эксперименты с воздухом «Воздух повсюду», «Кто играет ленточками?» Экспериментирование с воздухом
февраль Познавательное развитие, речевое развитие Беседа о свойствах звука «Почему все звучит?». Эксперименты со звуком музыкальных инструментов: «Найди по звуку». Знакомство со свойствами звука, беседа, эксперименты
март Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие Знакомство со свойствами света. Эксперименты и игры с солнечными зайчиками, их движением. Игры с солнечными зайчиками, знакомство со светом
апрель Познавательное развитие Экспериментирование с песком. Опыт «Как покрасить песок». Опыты и экспериментирование с песком
май Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие Деятельность по выращиванию растений. Уход за растениями. Экспериментирование с землей. Выращивание растений, экспериментирование с землей
Совместная деятельность с родителями
Дата Мероприятие
сентябрь Беседа с родителями на собрании об экспериментировании с детьми
Ноябрь Консультация для родителей на тему «Познавательное развитие детей раннего возраста»
Февраль Консультация для родителей на тему «Экспериментальная деятельность в раннем возрасте»
Март Создание альбома «Экспериментальная деятельность и ее роль в познавательном развитии детей 2-3 лет»
Май Презентация альбома «Экспериментальная деятельность и ее роль в познавательном развитии детей 2-3 лет»
Совместная деятельность с педагогами ДОУ
1. Круглый стол. Методические рекомендации по теме активизации познавательной деятельности посредством экспериментирования детей 4-5 лет.
2. Презентация методической литературы.
3. Проведение мастер-классов на тему детского экспериментирования.
Результаты работы над проектом
• В результате реализации проекта «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет» происходит активизация познавательной деятельности детей раннего возраста посредством экспериментирования. У детей сформировались представления о себе, объектах окружающего мира. Дети объединяются на основе цели. У детей повысился интерес к экспериментированию,а также развивалось творчество и любознательность, интерес детей.
Выводы и практическая значимость проекта
Вывод: подавляющее большинство детей проявили большой интерес к мероприятиям, реализованным в рамках проекта. Дети активно участвовали в экспериментах, опытах. Это связано с тем, что возраст 4-5 лет – это возраст активного познания окружающей действительности, многочисленных вопросов.
Практическая значимость проекта состоит в том, что осуществляется познавательное развитие детей, дети объединяются на основе совместной деятельности. Реализация проекта способствую трудовому и физическому воспитанию, социально-коммуникативному развитию детей. Дети знакомятся с объектами окружающего мира, укрепляется сотрудничество детей с взрослыми.
Дети приобретают навыки по выращиванию растений и проведению опытов, экспериментов.
Перспективы на будущее
Для того чтобы проект продолжал развиваться, предстоит еще много сделать.
В перспективах на будущее:
1. Продолжать работу по экспериментированию в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Пополнять предметно-пространственную среду новыми материалами и оборудованием для экспериментирования.
3. Расширять представления детей об окружающем мире и о своих способностях.
4. Углублять интерес детей к познанию свойств объектов окружающего мира.
Итог проекта
• Создание и презентация альбома «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет».
В результате осуществления проекта организуется комплексная работа по развитию познавательной активности детей раннего возраста. Проект реализуется при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей, педагогов дошкольной образовательной организации и родителей.
В результате реализации данного проекта дети приобщаются к исследовательской, экспериментальной деятельности. У детей развивается творческое мышление, творческие способности, повышается интерес к исследовательской деятельности. Дети учатся проводить эксперименты, делать выводы.
В результате проведенного проекта дети получают представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают. Дети получают представления о труде. ·Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получают положительные эмоции от полученных результатов. Родители получают знания об организации экспериментирования у детей. Предметно-пространственная среда группы пополняется сенсорными коробками, материалами для выращивания растений, для проведения различных экспериментов.
Список литературы
1. Горошилова, Е. П. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников 3-7 лет / Е. П. Горошилова. – М. : Детство-Пресс, 2020. – 96 с.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : АСТ, 2019. – 192 с.
3. Емельянова, И. Е. Метод экспериментирования в ДОУ / И. Е. Емельянова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 587-590.
4. Илларионова, Е. Н. Формирование основ естественнонаучных знаний у дошкольников при ознакомлении с неживой природой посредством экспериментирования / Е. Н. Илларионова // Приволжский научный вестник. – 2015. – №3-2(43). – С. 47-51.
5. Калмакова, Ю. А. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей средствами экспериментирования / Ю. А. Калмакова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2016. – №3(15). – С. 29-30.
6. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду / М. М. Марковская. – М. : Просвещение, 2016. – 165 с.
7. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС / Е. В. Марудова. – М. : Детство-Пресс, 2020. – 128 с.
8. Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н. В. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2020. – 240 с.
9. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования / Л. В. Рыжова. – СПб: Детство-Пресс, 2018. – 208 с.
Приложение 1
Опыты
Опыты с водой
Опыт «Как вода отражает предметы?»
Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь.
Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.
Ход: Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?»
Воспитатель: «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой? (Своё отражение). На что оно похоже? (На тёмное пятно). Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная).
Вывод. «Вода как зеркало отражает в себе предметы».
Опыт «Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику.
Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.
Ход: Домовой Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»
Воспитатель: «Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».
Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена наполовину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки?
Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: «Что происходит с водой? (Она поднимается). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).
Вывод: «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».
Опыт «Как окрасить воду?»
Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.
Ход: Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда - я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть цветовые оттенки?».
Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде. А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды можно получить разные оттенки. Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей. Пищевые красители похожи на цветной песок, их используют для придания продуктам определённого цвета.
Обследовательские действия: «В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее».
Вывод: «Воду можно окрашивать пищевыми красителями. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды».
Приложение 2
Сенсорные коробки