Анна Хлебникова
Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсии являются одной из организационных форм дошкольного образования. Они дают возможность в естественной обстановке познакомить детей с природными условиями и явлениями, с сезонными изменениями, с трудностями людей в преобразовании окружающей среды.
Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь происходящих событий.
Публикация «Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсий» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствуют :
образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе;
проявлению любознательности и интереса к окружающему миру;
развитию наблюдательности.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение экологической культурой является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Экологическая культура подразумевает разные способы, формы и методы взаимоотношений людей с окружающей средой. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде. Каждый человек должен овладеть хотя бы минимальным уровнем экологических знаний для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. Решение данной задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического
Актуальность исследования заключается в том, что тенденции к ухудшению экологического состояния нашей планеты с каждым днем возрастают, это требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Период дошкольного детства является наиболее сензитивным для формирования фундамента экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом. Поэтому очень важно вовремя научить детей уважать родную землю и всю природу как один большой дом. Именно это поможет ребенку состояться как Личность с большой буквы. А людям, по мнению В. И. Вернадского, необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
К старшему дошкольному возрасту ребенок должен получить первоначальную информацию о природе и целесообразности бережного обращения с растениями, животными, сохранения чистого воздуха, земли, воды. Использование экскурсий как непосредственного взаимодействия ребенка с природой особенно эффективно для экологического воспитания. Но часто педагоги недооценивают роль этого метода, отводя ему недостаточное место в занятиях с дошкольниками, что сказывается на недостаточном формировании экологической культуры детей 6-7 лет. Экскурсии являются одной из организационных форм дошкольного образования. Они дают возможность в естественной обстановке познакомить детей с природными условиями и явлениями, с сезонными изменениями, с трудностями людей в преобразовании окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь происходящих событий. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, –утверждал К. Д. Ушинский, – и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «… ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений.
Главный плюс экскурсий состоит в том, что они дают возможность в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Воспитатель на экскурсиях знакомит детей с растениями, животными и условиями их обитания. А это, в свою очередь, способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии помогают детям старшего дошкольного возраста проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности, раскрывают творческий потенциал.
В ходе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Познание природной среды начинается чувственно, через зрение, слух, осязание, обоняние. Чем больше организаций чувств вовлечено в такое познание, тем больше признаков и свойств ребенок выделяет в изучаемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется чувственное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, формируется понимание, формирование эстетической культуры.
Главное преимущество экскурсий состоит в возможности в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, помогают детям проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности.