Кристина Андреевна Смелянцева
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
Краеведческое образование в последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса современного детского сада. Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Большинство изменений носит экологический характер. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в раннем дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В рамках празднования 300-летия Кузбасса нашим дошкольным учреждением был разработан проект «Карусель истории», который подразделяется на ряд моно – проектов: «Кузбасские сказки – детям»; «Рукотворный мир Сибирского края», «Кузбасс – шахтерский край»; «Знаменитые люди Кузбасса», «История спорта Кузбасса», «Поколение Кузбасса: вчера, сегодня, завтра», целью которого воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма посредством формирования представлений об исторически значимых, архитектурных объектах, достопримечательностях Кузбасса, его знаменитых земляках, основных сведений по истории края, растительному и животному миру. Чреда сменяющихся по кругу событий, мероприятий, представляющих интерес, вызывающих положительные эмоции от происходящего – именно это является эффектом и результатом нашего проекта.
Нами был разработан и внедрен проект «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края». Актуальность его заключается в необходимости воспитания любви к природе с раннего возраста, посредством демонстрации личного положительного примера отношения к природе. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, ведь ребёнок по своей натуре любознателен - исследователь по своей природе. Заметное влияние на воспитание воспитанников оказывает уклад жизни их семей. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Задача взрослых научить ребенка чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый является ответственным участником сохранения этой красоты. В виду этого у нас ведется плодотворная работа с семьями воспитанников.
Цель нашего проекта: формирование представлений у детей о животном и растительном мире Кузбасса.
Основные задачи проекта:
формировать представление детей о многообразии животного и растительного мира Кемеровской области;
формировать бережное отношение к окружающему миру;
организовать взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Методика работы с детьми раннего дошкольного возраста в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. Мы осуществляем экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста при помощи прогулок, экскурсий, наблюдения, экологических акций, рассматриванием иллюстраций, чтения художественной литературы, организации тематических выставок, экологических бесед, сюжетно - ролевых, дидактических игр, просмотр видео-презентаций и слушание аудиозаписей звуков природы, птиц и животных. Благодаря этим разнообразным формам и методам работы, воспитанники усваивают новую информацию о природе, развивают память и восприятие, развивают мышление и речь.
Начали свою работу мы с изучения литературы по данной теме и создания плана работы с детьми. Нами была апробирована и проведена диагностика воспитанников, в ходе которой мы выявили у детей недостаточный уровень знаний в данной области. В рамках деятельности по программе «Семь чудес Кузбасса» творческим коллективом нашего ДОУ были разработаны критерии, которые легли в основу нашей диагностики: знания названий птиц, диких животных, обитающих в Кемеровской обл. (не менее 3 представителей, некоторых растений и деревьев, растущих в родном крае (не менее 3); знания представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Кузбасса (не менее 2 представителей); умение различать времена года, и признаки.
Установить «обратную связь» с родителями, учесть их пожелания нам помогло анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», которое показало важность экологического воспитания дошкольников в ДОУ. В младшем дошкольном возрасте без слаженной работы воспитателя с родителями не добиться хороших результатов. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании”, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Поэтому в своей работе мы используем форму совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей.
Нами был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с педагогами и родителями, где мы уделили большое значение работе с родителями. На сегодняшний день родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашей группе: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях. Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все проблемы.
В планировании определили несколько разделов, таких как: «Осенняя природа», где была запланирована беседа «Осень золотая»; наблюдение за листопадом, за кустарниками; рассматривание осенних деревьев, листьев; чтение художественной литературы; была оформлена выставка детско-родительских поделок: «Осенняя фантазия» и папка «Гербарий для малышей». Итогом стала увлекательная прогулка в Сосновом бору с семьями воспитанников. Благодаря прогулке дети узнали много нового о природе Кузбасса, его обитателях и растительном мире. Одной из главных задач прогулки было эмоциональное сближение детей и родителей через совместную деятельность, помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребенком.
Следующий раздел был посвящен птицам нашего края, в этот раздел входят: беседы с детьми на данную тему; наблюдение за птицами и кормление на прогулке; дидактические игры «Зимующие и перелетные птицы», «Составь птицу»; изобразительная деятельность с детьми. Итогом работы стала экологическая акция «Поможем птицам вместе», где дети и родители приносили корм для птиц и изготавливали кормушки своими руками из разного материала. Все семьи, которые приняли участие в акции, получили грамоты.
После раздела «Птицы», мы перешли к разделу «Дикие животные нашего края», где были также проведены беседы на данную тему, дидактические игры «Сезонные превращения», «Чьи следы?», оформление альбома «Эти интересные животные», оформление картотеки с загадками и стихами о животных родного края, поделки из природного материала. Итогом продуктивной деятельности с детьми было оформление в группе мини-музея «Дикие животные в Кузбассе». Следующий раздел посвятили таким темам, как «Заповедник Томская писаница». В ходе этого у нас запланирована совместно родителями экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница».
Завершающим разделом нашего проекта является – изучение растительного мира нашего края. Сюда входят беседы с детьми «Деревья нашего края», «Природа родного края»; рассматривание иллюстраций о деревьях Сибири; растениях занесенных в Красную книгу Кемеровской обл. В дальнейшем у нас запланирована экологическая экскурсия в областную детскую эколого-биологическую станцию «Юннаты Кузбасса», где ребята узнают для себя много нового и интересного о жизни животных и птиц, смогут поближе познакомиться с разными животными данной биологической станцией.
Ожидаемые результаты нашего проекта: расширение знаний детей по краеведению, воспитание бережного отношения к родному краю; развитие у дошкольников познавательной активности, творческих способностей; рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах экологического воспитания.
Таким образом, реализация нашего проекта по экологическому воспитанию позволяет научить детей бережно относиться к природе, сформировать стремление к правильному поведению по отношению к миру природы, осознание важности её охраны и восстановления.