Валентина Прокопьева
Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования
▼ Скачать + Заказать документы
Научно-методическая разработка
«Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста через использование технологии проектирования в экологическом воспитании»
Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Нанесение повседневного ущерба природе не вызывает чувства вины. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе, что создало экологическую проблему, которая стало на сегодняшний день самой актуальной.
Публикация «Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования» размещена в разделах
Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став взрослым окажется глух к запоздалым усилиям привить ему нормы экологической морали.
Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Одним из средств, способствующих решению этой проблемы, являются наши проекты.
Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь.
Новизна заключается в создании системы работы по экологическому образованию дошкольников, на основе проектов, в которые входят экологические акции, декады и месячники.
Проекты, над которыми мы работаем с детьми, разработаны и осуществлены с учетом реализуемой в детском саду программы регионального компонента по ФГОС «ТОСХОЛ».
Цель нашей разработки:
Сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Задачи:
-расширить знания об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды : интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
-содействовать родителей в реализации проектов, укрепляя взаимосвязь между детьми и родителями.
Начиная работу над проектами, мы начали собрать игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию, обогащать предметную эколого-развивающую среду в группах, создавать мини-лаборатории, которые способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Реализовали несколько видов проектов :
1. Ролево-игровые: педагог преднамеренно создает на проекте – занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, можно судить по их эмоциям.
2. Исследовательские: в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде докладов.
7 декабря в нашем детском саду прошел конкурс проектов
«Я-исследователь». Участие приняли 6 детей.
Подготовительная группа «Радуга»
1. Степанов Игорь — проект «Волшебница - вода» (подг. гр.)
2. Жайсанбаева Асель — проект «Кошки» (подг. гр.)
3. Бояров Алгыс — проект «Планеты» (подг. гр.)
4. Тихонова Аселия — проект «Брусника» (ст. гр.)
5. Зорина Аня — проект «Зима» (ст. гр.)
6. Михайлов Мирослав — «Помогая природе, мы помогаем и себе» (ст. гр.)
Результатом работы нашего проекта является не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно образного мышления.
3. Информационно - практические где дети высаживают и ухаживают за «Мини-огородом» (лук, укроп, цветы на подоконнике).
4. Творческие - здесь дети участвуют в различных конкурсах:
Конкурс рисунков «Зеленая планета»
Итоги городского конкурса рисунков «Планета земля – глазами детей», посвященный году экологии в России. Участвовали 8 садов Сайсарского округа. Поступило 58 работ. 17 февраля жюри в составе: заместитель Управы Сайсарского округа Данилова Христина Николаевна, воспитатель ДОУ № Елисеева Фекла Прокопьевна подвела итоги:
1 место – Иванова Арсения МБДОУ д/с №39,
Прокопенко Ольга МБДОУ д/с №41,
Николаев Артем МБДОУ д/с №56
2 место – Слепцова Катя МБДОУ д/с №51,
Павлов Кирилл МБДОУ д/с №39,
Псарева Тася МБДОУ д/с №96.
3 место – Лазарева Айлана МБДОУ д/с №75,
Слепцова Валерия МБДОУ д/с №20,
Борщёвская София МБДОУ д/с №42.
Работы Ивановой Арсении, Прокопенко Ольги будут выставлены в виде баннеров в Сайсарском округе.
Олимпиада «Тии мэйии»
28 декабря в нашем детском саду прошла олимпиада «Тии мэйии. Белочка» среди детей подготовительной группы. Приняли участие 11 детей. Победителем стал воспитанник группы «Звездочки» Струков Сережа. Конкурсное задание победителя отправлено на участие в республиканской олимпиаде.
Метод проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование способствует формированию мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности; здорового образа жизни.
Итог проекта :
В ходе реализации проектов нам удалось раскрыть ряд тем: «Природный мир», «Окружающий мир», «Экология» и другим предметам экологической направленности.
Дети научились ухаживать за комнатными растениями, бережно относится растительному миру приобрели навыки исследовательской деятельности, научились видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.
Заключение: Рост экологического сознания является побудительным мотивом к избеганию факторов экологической несправедливости, неравенства и риска.
Необходимо сотрудничество дошкольных учреждений, семьи в работе направленной на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.
Список использованной литературы :
1. «ТОСХОЛ» Методическое пособие по ФГОС. 2014г.
2. Аллаярова Р. Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педагогами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края [ДОУ "Олененок" г. Новый Уренгой]/ Р. Ф. Яллаярова, О. А. Василихина//Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 6. –С. 23–26.– Рекомендации эколога для педагогов старшей группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий "Времена года".
6. Мингазова Р. А. Экология и современные технологии//Экология в школе. –2010. – № 4. –С. 46–49.–Конспекты занятий с использованием компьютерных технологий "Путешествие в осенний лес" и "Лото растений" для подготовительной к школе группы.
8. Арсентьева В. П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2002. – № 5. – C.82–86. – (Методическая работа).
9. Баранникова Э. Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э. Э. Баранникова, И. Л. Румянцева, Н. И. Апполонова//Современный детский сад. –2008.–№ 4. – С. 65–69.