Папки-передвижки

Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования

Валентина Прокопьева
Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования
▼ Скачать + Заказать документы

Научно-методическая разработка

«Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста через использование технологии проектирования в экологическом воспитании»

Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Нанесение повседневного ущерба природе не вызывает чувства вины. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе, что создало экологическую проблему, которая стало на сегодняшний день самой актуальной.

Публикация «Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования» размещена в разделах

Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став взрослым окажется глух к запоздалым усилиям привить ему нормы экологической морали.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Одним из средств, способствующих решению этой проблемы, являются наши проекты.

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь.

Новизна заключается в создании системы работы по экологическому образованию дошкольников, на основе проектов, в которые входят экологические акции, декады и месячники.

Проекты, над которыми мы работаем с детьми, разработаны и осуществлены с учетом реализуемой в детском саду программы регионального компонента по ФГОС «ТОСХОЛ».

Цель нашей разработки:

Сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Задачи:

-расширить знания об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды : интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

-содействовать родителей в реализации проектов, укрепляя взаимосвязь между детьми и родителями.

Начиная работу над проектами, мы начали собрать игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию, обогащать предметную эколого-развивающую среду в группах, создавать мини-лаборатории, которые способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Реализовали несколько видов проектов :

1. Ролево-игровые: педагог преднамеренно создает на проекте – занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, можно судить по их эмоциям.

2. Исследовательские: в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде докладов.

7 декабря в нашем детском саду прошел конкурс проектов

«Я-исследователь». Участие приняли 6 детей.

Подготовительная группа «Радуга»

1. Степанов Игорь — проект «Волшебница - вода» (подг. гр.)

2. Жайсанбаева Асель — проект «Кошки» (подг. гр.)

3. Бояров Алгыс — проект «Планеты» (подг. гр.)

4. Тихонова Аселия — проект «Брусника» (ст. гр.)

5. Зорина Аня — проект «Зима» (ст. гр.)

6. Михайлов Мирослав — «Помогая природе, мы помогаем и себе» (ст. гр.)

Результатом работы нашего проекта является не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно образного мышления.

3. Информационно - практические где дети высаживают и ухаживают за «Мини-огородом» (лук, укроп, цветы на подоконнике).

4. Творческие - здесь дети участвуют в различных конкурсах:

Конкурс рисунков «Зеленая планета»

Итоги городского конкурса рисунков «Планета земля – глазами детей», посвященный году экологии в России. Участвовали 8 садов Сайсарского округа. Поступило 58 работ. 17 февраля жюри в составе: заместитель Управы Сайсарского округа Данилова Христина Николаевна, воспитатель ДОУ № Елисеева Фекла Прокопьевна подвела итоги:

1 место – Иванова Арсения МБДОУ д/с №39,

Прокопенко Ольга МБДОУ д/с №41,

Николаев Артем МБДОУ д/с №56

2 место – Слепцова Катя МБДОУ д/с №51,

Павлов Кирилл МБДОУ д/с №39,

Псарева Тася МБДОУ д/с №96.

3 место – Лазарева Айлана МБДОУ д/с №75,

Слепцова Валерия МБДОУ д/с №20,

Борщёвская София МБДОУ д/с №42.

Работы Ивановой Арсении, Прокопенко Ольги будут выставлены в виде баннеров в Сайсарском округе.

Олимпиада «Тии мэйии»

28 декабря в нашем детском саду прошла олимпиада «Тии мэйии. Белочка» среди детей подготовительной группы. Приняли участие 11 детей. Победителем стал воспитанник группы «Звездочки» Струков Сережа. Конкурсное задание победителя отправлено на участие в республиканской олимпиаде.

Метод проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование способствует формированию мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности; здорового образа жизни.

Итог проекта :

В ходе реализации проектов нам удалось раскрыть ряд тем: «Природный мир», «Окружающий мир», «Экология» и другим предметам экологической направленности.

Дети научились ухаживать за комнатными растениями, бережно относится растительному миру приобрели навыки исследовательской деятельности, научились видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

Заключение: Рост экологического сознания является побудительным мотивом к избеганию факторов экологической несправедливости, неравенства и риска.

Необходимо сотрудничество дошкольных учреждений, семьи в работе направленной на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

Список использованной литературы :

1. «ТОСХОЛ» Методическое пособие по ФГОС. 2014г.

2. Аллаярова Р. Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педагогами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края [ДОУ "Олененок" г. Новый Уренгой]/ Р. Ф. Яллаярова, О. А. Василихина//Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 6. –С. 23–26.– Рекомендации эколога для педагогов старшей группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий "Времена года".

6. Мингазова Р. А. Экология и современные технологии//Экология в школе. –2010. – № 4. –С. 46–49.–Конспекты занятий с использованием компьютерных технологий "Путешествие в осенний лес" и "Лото растений" для подготовительной к школе группы.

8. Арсентьева В. П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2002. – № 5. – C.82–86. – (Методическая работа).

9. Баранникова Э. Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э. Э. Баранникова, И. Л. Румянцева, Н. И. Апполонова//Современный детский сад. –2008.–№ 4. – С. 65–69.

Публикации по теме:

Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.

Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников Актуальность проекта С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования Экологическое воспитание – одно из важных направлений в наше время. В дошкольном возрасте необходимо воспитание потребностей, поведения.

Игра «Приспособление животных к окружающей среде» Цель: обобщать и систематизировать знания детей о приспособлении животных к окружающей среде. Задачи: 1. Формировать у детей умение применять.

Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миромИспользование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной.

Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы» Организованная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Обитатели водоемов. Рыбы» Цель: — закреплять знания детей о рыбах:.

Конспект занятия по окружающей среде «Любопытные цветоводы» Цель: познакомить с растениями и с тем,как они растут. Материал: семена цветов, кашпо -2 шт. 1. Воспитатель предлагает детям посадить семена.

Осознанное отношение к здоровью планеты через формирование осознанного отношения к своему здоровью Подходит к завершению 2017 год, который был объявлен годом Экологии в Российской Федерации. И подводя итоги года Экологии хочу вдохновить.

Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Есаульский детский сад». Доклад К районным педагогическим чтениям, посвященным.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Тема мастер-класса «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повышение профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 08:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Прокопьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД