МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы»

Анна Шишкина
Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы

Организованная образовательная деятельность

в старшей группе

по теме: «Обитатели водоемов. Рыбы»

Цель:

закреплять знания детей о рыбах: об особенностях проживания, питания и строения рыб.

– совершенствовать умение рисовать гуашью с помощью ватных палочек;

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления о строении, питании и проживании.

2. Познакомить детей с классификацией рыб (речные, морские, аквариумные)

Развивающие:

1. Развивать связную речь в умении отвечать на поставленные вопросы.

Темочки:

2. Развивать творческие способности, активность.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать познавательный интерес

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к миру природы.

Воспитывать любознательность, доброжелательность.

Воспитывать желание познавать окружающий мир.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы, А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука», беседа о морских, пресноводных и аквариумных рыбках, способах ухода за ними.

Материал:

Шаблоны рыбок, ватные палочки, гуашь, стаканчики с водой, простые карандаши, салфетки, иллюстрации с изображением различных рыб, аудиозапись с музыкой, аквариум с рыбками.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети входят в зал, встают в круг, затем шеренгу и здороваются с гостями.

«Здравствуй, друг!»

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! Здравствуй весь наш дружный круг! Я люблю свой детский сад, в нём полным-полно ребят. Может сто, а может двести, хорошо, когда мы вместе. Все на месте все ли тут? Оглянулись, повернулись, и друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Доброе утро, дети. Доброе утро, дорогие гости. Я желаю всем доброго дня и хорошего настроения. Проходите и присаживайтесь дети.

Дети садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум, накрытый плотной тканью.

Воспитатель: Предлагаю отгадать вам две загадки, чтобы узнать, о ком пойдет речь!

1. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это? (рыбка)

2. Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

Дети: Аквариум!

Воспитатель: Ребята, смотрите, что у меня есть!

В выходные ко мне приходила в гости бабушка и подарила аквариум. Я так люблю наблюдать за обитателями аквариума!

(Убирается ткань и все видят аквариум без рыбок.)

АХ! Аквариум пустой! Куда- то исчезли все рыбки? Что теперь делать!

Ребята, вы хотите помочь мне найти и вернуть рыбок в аквариум? Дети -(да)

Основная часть

Воспитатель: Прежде чем отправиться нам в дорогу, я хотела бы поговорить с вами о рыбах. Что мы о них знаем? Мы уже знаем, что рыбы живут под водой.

Воспитатель: А дышат они чем?

Дети - жабрами, которые находятся на голове.

Воспитатель: Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой? (обращаю внимание на нарисованную рыбу и ее строение)

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей. Она защищает туловище рыб от повреждений.

Воспитатель: Что рыбы делают в воде?

Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Воспитатель: Молодцы, теперь вы точно знаете, кого мы идем с вами искать.

А вы готовы идти со мной, даже если путь не быстрый и впереди много испытаний будет? Дети -(да)

Дорога. Звучит песня гр. Непоседы «Круглая песня». Выполнение движений во время ходьбы под музыку.

1. Образование родственных слов.

Воспитатель: Вот и первое испытание. Мы пришли в лес. Лес не простой. Здесь вместо плодов растут не яблоки, а слова. Каждое слово спрятано в картинку. Вот как эта яблоня, например. И все эти слова похожи на слово “рыба”.

Плавники у нас росли бы

Мы бы плавали как (РЫБЫ.)

Я б хвостом махала гибко

И резвилась словно (РЫБКА.)

Выплывает корм ища

Пребольшая (РЫБИЩА.)

Рыба не клюет никак

Видно я плохой (РЫБАК.)

Если наживки вам не жалко,

Будет отличная (РЫБАЛКА.)

Ловить рыбу не судачить,

Очень я люблю … (РЫБАЧИТЬ.)

Но вдруг подул холодный ветер, яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба

(Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево).

Дети: Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в одну игру. Называется она «Поймай звук [Р]». Ваша задача услышать слово, где есть звук [Р] и хлопнуть в ладоши. (Дети встают в круг)

Воспитатель называет ряд слов: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка.

Воспитатель: Какие слова вы запомнили со звуком [Р]?

Дети: рак, ракушка, водоросли.

Воспитатель: Сколько у вас получилось слов?

Дети: Три. Потому что мы услышали только три слова с буквой [ЭР].

Воспитатель: Умнички, вы отлично справились с этим заданием.

К сожалению, в лесу мы рыбок не нашли. Пойдемте искать дальше.

Дети вместе с воспитателем двигаются от леса в сторону водоемов

Дорога. Звучит песня гр. Непоседы «Круглая песня». Выполнение движений во время ходьбы под музыку.

2. Дидактическая игра «Кто где живет?»

Восп. : Вот мы и пришли к следующему испытанию. Видите, ребята, здесь река и море живут рядом друг с другом. (ширма с изображением реки и моря, рядом стол с изображением рыб) Рыбы перепутались и не могут вернуться к себе домой. Давайте им поможем. Для начала вспомним. Рыбы, живущие в реке, как называются? …в море? Каждый из вас возьмет рыбку, скажет её название и определит, где она живет.

Дети:

в реке – речные (щука, карась, окунь, сом)

в море – морские (акула-молот, камбала, летучая рыба, рыба-меч)

Восп: Всех рыб распределили по водоемам? Молодцы. Но здесь только рыбы речные и морские, а мы ищем аквариумных, то есть тех рыбок, которые живут в аквариуме. А их здесь нет. Ну что, двигаемся дальше?

Дети: да

Физкультминутка. «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Это же волшебная мастерская природы. (подходим к столам, где подготовлено всё для изодеятельности). Может здесь спрятаны мои рыбки? Вы не видите их? Давайте поищем?

Дети: (видят) Да, вот одна. Вот –другая и т. д.

Восп. : Ой, какие они прозрачные, бесцветные! Давайте придадим им цвет, то есть разукрасим! У каждого из вас есть шаблон рыбки, а разукрашивать мы их будем ватными палочками.

Продуктивная деятельность.

Восп. : Такая техника называется «тычкование» от слова «тычок». Присаживаемся за столы и я вам расскажу правила рисования ватными палочками. (Дети садятся за столы).

Сначала палочка смачивается в воде, затем опускается в краску, Для этого палочку надо поставить к рисунку вертикально только после этого ставим точку- тычок на шаблоне.

Правила рисования ватными палочками:

1. Заполните точками сначала контур рисунка. Он всегда ярче самого рисунка.

2. Затем заполните точками весь рисунок.

3. Каждую новую краску берите новой палочкой.

4. воды набирать меньше, а краски больше, чтобы горошины не растекались,

5. пятнышки не должны сливаться друг другом, поэтому делаем их на расстоянии друг от друга.

Посмотрите, пожалуйста, на образец рыбки. Сначала я разукрасила контур, затем саму рыбку. Двигаемся в направлении слева направо. Теперь дети, вы можете приступить к разукрашиванию.

Дети приступают к рисованию. Начинают наносить рисунок на шаблон.

Под спокойную музыку дети рисуют красками с помощью ватных палочек.

Анализ детских работ:

Восп. : Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого получились самые красочные рыбки? Как они называются? У кого самые веселые? Рыбки наши хороши! Дети! Вы помогли вернуть рыбок, спасибо вам большое.

А теперь давайте их оживим! (Хотите их оживить) В волшебной мастерской природы это обычное дело! Для этого вы складываете все разукрашенные рыбки в …. Закрываете глаза, (закрывайте, закрывайте и не подглядывайте) а я произношу волшебные слова: КРИБЛЕ, КРАБЛИ, БУМС. И открывайте глаза, ребята. Волшебство произошло! У нас получились прекрасные живые аквариумные рыбки!

А теперь нам с вами нужно вернуться в детский сад. Пойдемте домой, запевая нашу «круглую песенку».

Ну вот, ребята, мы и вернулись в группу нашу, где стоит пустой аквариум.

Я сейчас отпущу рыбок в свой дом. Позднее вы можете понаблюдать за ними.

Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать. Ребята, скажите пожалуйста, чем мы занимались?

Дети: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, определяли, какие рыбы морские, а какие речные.

Восп. : Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали.

- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

- Молодцы ребята! Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы.

Публикации по теме:

Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Обитатели пресноводных водоемов» Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме («Обитатели пресноводных водоемов») Автор конспекта ОД:.

Игра «Приспособление животных к окружающей среде» Цель: обобщать и систематизировать знания детей о приспособлении животных к окружающей среде. Задачи: 1. Формировать у детей умение применять.

Конспект занятия в старшей группе «Северные земли и их обитатели» Конспект занятия в старшей группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Северные земли и их обитатели». Папиш.

Конспект образовательной деятельности в младшей группе «Обитатели наших водоемов» Конспект образовательной деятельности в младшей группе на тему «Обитатели наших водоемов». Подготовила воспитатель Чернышева Марина Николаевна.

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе для детей с ОНР. «Морское.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: Морские обитатели Тема: Морские обитатели Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности.

Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели — рыбы» Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели - рыбы» Описание проекта: Дети в этом проекте будут познавать.

Организованная образовательная деятельность. Тема: «Обитатели водоемов» Цель: Закрепить и расширить знания детей о представителях водной среды, ,а именно рыбах. Показать их особенности, приспособленность к жизни.

Педагогический проект «Обитатели водоемов» Средняя группаПедагогический проект «Обитатели водоемов» Средняя группа Педагогический проект «Обитатели водоемов» Средняя группа Автор – разработчик: воспитатель – Лимаренко Т. Н. Актуальность проекта: Главная.

Презентация к опыту работы «Формирование навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде через игру» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы»
Опубликовано: 28 ноября 2017 в 17:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шишкина (УИ 43368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД