Анна Шишкина
Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
в старшей группе
по теме: «Обитатели водоемов. Рыбы»
Цель:
— закреплять знания детей о рыбах: об особенностях проживания, питания и строения рыб.
– совершенствовать умение рисовать гуашью с помощью ватных палочек;
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления о строении, питании и проживании.
2. Познакомить детей с классификацией рыб (речные, морские, аквариумные)
Развивающие:
1. Развивать связную речь в умении отвечать на поставленные вопросы.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Открытые занятия. Конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать творческие способности, активность.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать познавательный интерес
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к миру природы.
Воспитывать любознательность, доброжелательность.
Воспитывать желание познавать окружающий мир.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука», беседа о морских, пресноводных и аквариумных рыбках, способах ухода за ними.
Материал:
Шаблоны рыбок, ватные палочки, гуашь, стаканчики с водой, простые карандаши, салфетки, иллюстрации с изображением различных рыб, аудиозапись с музыкой, аквариум с рыбками.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети входят в зал, встают в круг, затем шеренгу и здороваются с гостями.
«Здравствуй, друг!»
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! Здравствуй весь наш дружный круг! Я люблю свой детский сад, в нём полным-полно ребят. Может сто, а может двести, хорошо, когда мы вместе. Все на месте все ли тут? Оглянулись, повернулись, и друг другу улыбнулись.
Воспитатель: Доброе утро, дети. Доброе утро, дорогие гости. Я желаю всем доброго дня и хорошего настроения. Проходите и присаживайтесь дети.
Дети садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум, накрытый плотной тканью.
Воспитатель: Предлагаю отгадать вам две загадки, чтобы узнать, о ком пойдет речь!
1. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это? (рыбка)
2. Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Дети: Аквариум!
Воспитатель: Ребята, смотрите, что у меня есть!
В выходные ко мне приходила в гости бабушка и подарила аквариум. Я так люблю наблюдать за обитателями аквариума!
(Убирается ткань и все видят аквариум без рыбок.)
АХ! Аквариум пустой! Куда- то исчезли все рыбки? Что теперь делать!
Ребята, вы хотите помочь мне найти и вернуть рыбок в аквариум? Дети -(да)
Основная часть
Воспитатель: Прежде чем отправиться нам в дорогу, я хотела бы поговорить с вами о рыбах. Что мы о них знаем? Мы уже знаем, что рыбы живут под водой.
Воспитатель: А дышат они чем?
Дети - жабрами, которые находятся на голове.
Воспитатель: Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой? (обращаю внимание на нарисованную рыбу и ее строение)
Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.
Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?
Дети: Чешуей. Она защищает туловище рыб от повреждений.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.
Воспитатель: Молодцы, теперь вы точно знаете, кого мы идем с вами искать.
А вы готовы идти со мной, даже если путь не быстрый и впереди много испытаний будет? Дети -(да)
Дорога. Звучит песня гр. Непоседы «Круглая песня». Выполнение движений во время ходьбы под музыку.
1. Образование родственных слов.
Воспитатель: Вот и первое испытание. Мы пришли в лес. Лес не простой. Здесь вместо плодов растут не яблоки, а слова. Каждое слово спрятано в картинку. Вот как эта яблоня, например. И все эти слова похожи на слово “рыба”.
Плавники у нас росли бы
Мы бы плавали как (РЫБЫ.)
Я б хвостом махала гибко
И резвилась словно (РЫБКА.)
Выплывает корм ища
Пребольшая (РЫБИЩА.)
Рыба не клюет никак
Видно я плохой (РЫБАК.)
Если наживки вам не жалко,
Будет отличная (РЫБАЛКА.)
Ловить рыбу не судачить,
Очень я люблю … (РЫБАЧИТЬ.)
Но вдруг подул холодный ветер, яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба
(Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево).
Дети: Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.
Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в одну игру. Называется она «Поймай звук [Р]». Ваша задача услышать слово, где есть звук [Р] и хлопнуть в ладоши. (Дети встают в круг)
Воспитатель называет ряд слов: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка.
Воспитатель: Какие слова вы запомнили со звуком [Р]?
Дети: рак, ракушка, водоросли.
Воспитатель: Сколько у вас получилось слов?
Дети: Три. Потому что мы услышали только три слова с буквой [ЭР].
Воспитатель: Умнички, вы отлично справились с этим заданием.
К сожалению, в лесу мы рыбок не нашли. Пойдемте искать дальше.
Дети вместе с воспитателем двигаются от леса в сторону водоемов
Дорога. Звучит песня гр. Непоседы «Круглая песня». Выполнение движений во время ходьбы под музыку.
2. Дидактическая игра «Кто где живет?»
Восп. : Вот мы и пришли к следующему испытанию. Видите, ребята, здесь река и море живут рядом друг с другом. (ширма с изображением реки и моря, рядом стол с изображением рыб) Рыбы перепутались и не могут вернуться к себе домой. Давайте им поможем. Для начала вспомним. Рыбы, живущие в реке, как называются? …в море? Каждый из вас возьмет рыбку, скажет её название и определит, где она живет.
Дети:
в реке – речные (щука, карась, окунь, сом)
в море – морские (акула-молот, камбала, летучая рыба, рыба-меч)
Восп: Всех рыб распределили по водоемам? Молодцы. Но здесь только рыбы речные и морские, а мы ищем аквариумных, то есть тех рыбок, которые живут в аквариуме. А их здесь нет. Ну что, двигаемся дальше?
Дети: да
Физкультминутка. «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
Но не отправимся домой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Это же волшебная мастерская природы. (подходим к столам, где подготовлено всё для изодеятельности). Может здесь спрятаны мои рыбки? Вы не видите их? Давайте поищем?
Дети: (видят) Да, вот одна. Вот –другая и т. д.
Восп. : Ой, какие они прозрачные, бесцветные! Давайте придадим им цвет, то есть разукрасим! У каждого из вас есть шаблон рыбки, а разукрашивать мы их будем ватными палочками.
Продуктивная деятельность.
Восп. : Такая техника называется «тычкование» от слова «тычок». Присаживаемся за столы и я вам расскажу правила рисования ватными палочками. (Дети садятся за столы).
Сначала палочка смачивается в воде, затем опускается в краску, Для этого палочку надо поставить к рисунку вертикально только после этого ставим точку- тычок на шаблоне.
Правила рисования ватными палочками:
1. Заполните точками сначала контур рисунка. Он всегда ярче самого рисунка.
2. Затем заполните точками весь рисунок.
3. Каждую новую краску берите новой палочкой.
4. воды набирать меньше, а краски больше, чтобы горошины не растекались,
5. пятнышки не должны сливаться друг другом, поэтому делаем их на расстоянии друг от друга.
Посмотрите, пожалуйста, на образец рыбки. Сначала я разукрасила контур, затем саму рыбку. Двигаемся в направлении слева направо. Теперь дети, вы можете приступить к разукрашиванию.
Дети приступают к рисованию. Начинают наносить рисунок на шаблон.
Под спокойную музыку дети рисуют красками с помощью ватных палочек.
Анализ детских работ:
Восп. : Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого получились самые красочные рыбки? Как они называются? У кого самые веселые? Рыбки наши хороши! Дети! Вы помогли вернуть рыбок, спасибо вам большое.
А теперь давайте их оживим! (Хотите их оживить) В волшебной мастерской природы это обычное дело! Для этого вы складываете все разукрашенные рыбки в …. Закрываете глаза, (закрывайте, закрывайте и не подглядывайте) а я произношу волшебные слова: КРИБЛЕ, КРАБЛИ, БУМС. И открывайте глаза, ребята. Волшебство произошло! У нас получились прекрасные живые аквариумные рыбки!
А теперь нам с вами нужно вернуться в детский сад. Пойдемте домой, запевая нашу «круглую песенку».
Ну вот, ребята, мы и вернулись в группу нашу, где стоит пустой аквариум.
Я сейчас отпущу рыбок в свой дом. Позднее вы можете понаблюдать за ними.
Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать. Ребята, скажите пожалуйста, чем мы занимались?
Дети: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, определяли, какие рыбы морские, а какие речные.
Восп. : Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали.
- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)
- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)
- Молодцы ребята! Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы.