Оксана Красильникова
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – одно из важных направлений в наше время.
В дошкольном возрасте необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Дети должны усвоить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование.
Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования» размещена в разделах
Что же такое модель и моделирование?
Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Цель использования технологий моделирования в формировании экологической культуры у дошкольников – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста различных технологий моделирования позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит выделять главные признаки предметов, классифицировать объекты;
- наглядно увидеть и понять связи, зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
При формировании у детей экологической культуры применяются различные виды моделирования :
- Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции.
- Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д.
-Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня.
Существует определенный алгоритм обучения моделированию :
1. Воспитатель предлагает описать объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими, например составить описательный рассказ о каком- либо животном (название, внешний вид, среда обитания, особенности и т. д.)
2. Организует сравнение двух объектов между собой (учить определению признаков сходств и различий)
3. Постепенно увеличивается количество сравниваемых объектов. Детям предлагаются картинки разных животных. Необходимо при помощи моделей найти определенное животное.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
В результате освоения детьми дошкольного возраста различных технологий моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к окружающему миру.