Анастасия Беспалова
Осознанное отношение к здоровью планеты через формирование осознанного отношения к своему здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Осознанное отношение к здоровью планеты через формирование осознанного отношения к своему здоровью
Подходит к завершению 2017 год, который был объявлен годом Экологии в Российской Федерации. И подводя итоги года Экологии хочу вдохновить воспитателей детских садов и поделиться своей педагогической находкой.
Интерес мировой общественности к вопросу экологии сегодня сложно переоценить. Это объясняется резким ухудшением состояния окружающей среды. Экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации.
Публикация «Осознанное отношение к здоровью планеты через формирование осознанного отношения к своему здоровью» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
Мы вынуждены признать ошибочным и опасным потребительский подход к природе. Сегодня перед нами встала необходимость построить новые, гармоничные отношения человека и природы. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения приобретает особенную важность.
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования, начиная с дошкольных учреждений.
У воспитателей детских садов, есть уникальная возможность поучаствовать в создании мира будущего. Эта возможность открыта для нас сегодня, пока те, кто будет будущей мир созидать, еще дети. От того, какие ценности мы вкладываем в детей сегодня, зависит, каким станет наш мир, когда эти дети станут взрослыми.
«Есть такое твердое правило, встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». В этой цитате из романа "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери заключена гениальная идея экологического воспитания.
Мудрый маленький принц диктует четкий алгоритм действий на каждое утро. Обратите внимание, сначала приведи в порядок себя, и сразу же приведи в порядок свою планету.
Предлагая детям экологическое воспитание, то есть рассказывая им как важно заботиться о планете, мы должны вначале научить их заботиться о себе.
Невозможно воспитывать в детях бережное отношение к планете, не воспитав вначале бережного отношения к самому себе. Оберегать свой мир, ухаживать за ним, держать его в чистоте способен только тот человек, который держит в чистоте себя. В данном случае, чистота – это синоним свободы от всего, что загрязняет человеческий организм, мешает ему хорошо функционировать.
Таким образом сформулирована новая концепцию экологического воспитания: осознанное отношение к здоровью планеты через формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Следует отметить, что сейчас возросла потребность в формировании у детей конкретных представлений о здоровом образе жизни. Понятие ЗОЖ сегодня стало популярным. С одной стороны это хорошо: здоровый образ жизни пропагандируют в СМИ и социальных сетях. Но с другой стороны, с модой на ЗОЖ, возникает проблема: за внешней атрибутикой теряется суть самого понятия, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни. Именно поэтому появилась необходимость конкретизировать представление у детей от том, как вести здоровый образ жизни, дать воспитанникам четкие и понятные рекомендации, каким образом они могут помочь себе сохранять здоровье, заботиться о своем теле (а в здоровом теле, как мы знаем, здоровый дух).
Предлагаем «5 правил здоровья», которые сформулированы с учетом особенностей детского восприятия:
1) здоровое питание,
2) чистая вода (гигиена, питье)
3) физическая культура,
4) свежий воздух,
5) отдых/сон.
Такие правила понятны детям, поэтому им легко их запомнить. Для наглядности хорошо использовать картинки, символизирующие каждое правило.
Каждый человек хочет быть здоровым, и дети не являются исключением.
Соблюдение режимных моментов в условиях дошкольного образовательного учреждения как раз отражает все 5 правил. Воспитателю следует обращать на это внимание детей, объяснять, чем полезна прогулка на свежем воздухе, почему так важен дневной сон, что дает занятие физической культурой… Таким образом, дети получают личную мотивацию соблюдать режимные моменты.
Обратите внимание на правило «Чистая вода».
В нем заключается 2 компонента:
Гигиена,
Питьевой режим.
Остановимся подробнее на питьевом режиме. Питье именно чистой воды (а не напитков, таких как чай, компот, сок) необходимо для здоровья человека!
Расскажите детям, как полезно начинать день с чистой воды. Помогите им выработать эту здоровую привычку.
Норма потребляемой воды устанавливается из расчета 30мл на 1 кг веса в сутки. Для примера возьмем ребенка весом 20 кг. 30*20=600мл
Детям воду нужно предлагать! Соблюдать питьевой режим в дестком саду необходимо круглый год.
Позволю себе привести еще одну цитату Антуана де Сент-Экзюпери из очерка «В сердце пустыни» :
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца»
Особым образом дела обстоят с правилом «Здоровое питание».
Эта тема достойна отдельной публикации.
сейчас напишу лишь, что формирование здоровых вкусовых привычек у детей - трудоемкий процесс.
Работа с родителями по данной теме исключительно важна! Сложность в том, что в семьях вкусовые привычки складываются поколениями. и дети берут пример с родителей. Просветительская деятельность должна вестись и в направлении родителей и в направлении детей.
Через воспитание правильного отношения к своему организму мы приводим детей к мысли, что наша планета также является живым организмом. И как нашему организму нужна забота и уход, так и нашей планете.