Ирина Лебедева
Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения : он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир в маршрутном транспорте, автомобиле. Дорога и улица являются для ребенка источником огромной опасности. И зачастую именно дети становятся виновниками аварий. Поведение детей на дороге непредсказуемо и не необъяснимо. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Психофизиологическая система ребенка, по сравнению с взрослым находится в состоянии становления, и еще не достигла своего полного развития. Плохая координация движений, неразвитость бокового зрения, неумение сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, медленная реакция на смену сигналов светофора, потребность в постоянном движении приводит к тому, что дети неспособны правильно оценить дорожно-транспортную обстановку.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Поэтому проблема обучения правилам поведения дошкольников на дороге актуальна и современна, её решение помогает формировать у детей навыки безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, и как следствие – снизить количество дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Этого возможно добиться при условии четко спланированного и последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками в ходе образовательного процесса. Этот процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Поэтому основываясь на ФГОС ДО и Программе «От Рождения до школы» была организованна и проведена система работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.
Цель: формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Задачи
Обучающие
1. Расширять представления об улицах города;
2. Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках, о назначении светофора;
3. Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движением.
Развивающие:
1. Способствовать развитию познавательной активности; памяти, мышления, внимания; воображение;
2. Развивать у детей речевую активность; умение рассуждать, делать умозаключения;
3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о дорожном знаке.
Воспитательные:
Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители
Вид проекта: групповой
Предполагаемый результат: воспитанник, со сформированными навыками безопасного поведения на дорогах.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Методы работы
Индивидуальный
Групповой
Наглядный
Словесный
Практический
Формы организации работы по формированию навыков безопасного поведения у старших дошкольников :
Игра
Беседа, работа с наглядным материалом
Чтение и заучивание художественной литературы
Рассматривание репродукций картин
Практические упражнения
Викторина, конкурсы
Наблюдение, целевая прогулка, экскурсия
Работа в автомобильном городке.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- определение проблемы, постановка цели и задач проекта
- анализ программы, изучение литературы и подбор материала
- составление календарно-тематического плана по ПДД
- нахождение эффективных связей с родителями
- подбор наглядно-иллюстративного материала;
- подбор художественной литературы;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- создание картотеки дидактических и настольно-печатных игр;
- подбор материала для продуктивной деятельности.
2. Практический этап
- рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий;
- просмотр обучающих мультфильмов;
- показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям;
- экскурсия, целевая прогулка;
- ситуативные индивидуальные и групповые беседы, решение проблемных ситуаций;
- объяснение, напоминание, словесная инструкция;
- речевые игры, викторины;
- чтение и заучивание художественной литературы, загадывание и сочинение загадок;
- рассказ, составление рассказа по картинкам и из личного опыта детей;
- игровые упражнение, игры с правилами;
- самостоятельные сюжетно – ролевые игры детей и игры с правилами;
- моделирование ситуаций с использованием макетов группы, транспортных средств, участка группы;
- художественное творчество (рисование, аппликация, лепка);
- продуктивная конструктивная деятельность;
- выполнение творческих проектов, проведение конкурсов, викторин, командных игр;
- совместное изготовление газет, плакатов, буклетов.
3. Заключительный этап
- проведения мониторинга удовлетворенности родителей эффективность взаимодействия с детским садом по формированию у детей навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- подведение итогов работы, диагностика детей.
- выставки детских рисунков;
- обновление уголка безопасности;
- создание картотеки дидактических игр по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге;
- составление картотеки со стихами и загадками, пословицами и поговорками;
- оформление автомобильного городка;
- создание лепбука;
- викторина «Юный пешеход»;
- план -карта «Безопасная дорога в детский сад».
Результат проекта:
Работа по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге необходимо проводить планово, систематически и постоянно. Эта работа должна быть разнообразной, вызывать положительные эмоции и интерес детей и родителей.
Показатели достижения результатов
Показатели достижения результатов: дети обладают следующими знаниями и умениями.
1. Знают основные части улицы (проезжая часть и тротуары).
2. Знают значение дорожных знаков «Перекресток», «двухстороннее движение», «Место остановки автобуса».
3. Знают работу светофора (трехцветный (красный, зеленый, желтый цвет)- для автомобилей, и двухцветный для пешеходов, их значение.
4. Знают движение транспорта (разделение проезжей части осевой линией, двухстороннее движение).
5. Знают и соблюдают правила для пешеходов (ходить по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу по пешеходному переходу, не выбегать на проезжую часть).
6. Знают и соблюдают правила для пассажиров (ожидать транспорт на специальной остановке, в транспорте вести себя спокойно, не толкаться).
7. Ориентируется в понятиях «движение слева», «движение справа».
8. Соблюдают элементарные правила пешехода без напоминаний, замечают ошибки других пешеходов при переходе дороги.
Вывод
Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми. Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя :
- ознакомление с окружающим миром;
- воспитание навыков поведения в повседневной жизни;
- развитие речи;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- ознакомление с конструированием;
- понимание изобразительного искусства;
- игру.
Все исследователи отмечают, что работа по формированию навыков безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример родителей — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты.
Используемая литература
1. Стеркина Р. Б. «Безопасность». (Учебно - методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста). - М., 2011.
2. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. (Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения). Пособие для педагогов и родителей. - М., 2013.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
4. Старцева О. Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Баряева Л. Б., Жевнеров В. Л., Загребаева Е. В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М. : Дрофа, 2008.
6. Гарнышева Т. П. «Как научить детей ПДД»
7. Данилова Т. И. Программа «Светофор». – СПб. : Детство-пресс, 2009.
8. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. : ТЦ Сфера, 2007.
9. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения : Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
10. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
11. Старцева О. Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М. : ТЦ Сфера, 2008.