Мария Владимировна Наговицына
Экологический проект в старшей группе «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Зелёная аптека»
Старшая группа «Веснушки» МБДОУ №92 г. Иваново.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения моего края».
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Зелёная аптека“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта : создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта :
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
Этапы осуществления проекта : Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап.
Организационный этап.
1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подбор методической и художественной литературы.
3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
4. Изготовление пособий.
5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6. Разработка бесед, викторины.
7. Составить перспективный план мероприятий.
8. Провести диагностику на начало работы над проектом, и по окончанию проекта.
Реализация проекта. Работа с детьми
Познавательная деятельность
1. Беседа «Доктор природа».
2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
4. Беседа «Лекарственные и ядовитые растения»
5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
8. Разгадывание простейшего кроссворда “Лечебные травы”
Продуктивная деятельность
1. Пластинография «Наш друг - подорожник»
2. Аппликация «Календула»
3. Рисование «Чудо – растение-черника»
4. Рисование «Целебная ромашка»
Художественно – речевая деятельность
Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- С. Есенина «Берёза»,
- А. Лопатина «Сказки о цветах и деревьях»,
- В. Бианки “Лесная газета”
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях,
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…».
Игровая деятельность
Дидактическая игры:
«Съедобное – Несъедобное»,
«Вершки корешки»,
«Что лечит это растение?»,
«От какого растения часть»,
«Узнай растение»,
«Вылечи человека».
Подвижные игры:
“Цветы и ветерок”,
“Цветок-имя”,
“Узнай по описанию”,
“Садовник у нас на участке”,
“Бал цветов”.
Поисково – исследовательская деятельность
1. Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).
2. «На участке ищем полезные растения»
3. Составление схем «Что лечит растение»
Работа с родителями
1. Рисование лекарственных растений детьми, заучивание стихотворений о них наизусть, рассказывание.
2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».
3. Консультация для родителей «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев»
4. Рекомендации родителям по чтению книг о лекарственных растениях леса и луга.
5. Памятка «Правила сбора лекарственных растений».
6. Оформление альбома гербария «Зеленая аптека».
7. Предложить создать папку «Бабушкины советы» (о рецептах лечения лекарственными травами).
Обобщающий этап. «Презентация проекта».
1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
2. Выставка рисунков «Чудо – растения»
3. Альбом «Зеленая аптека»
4. Консультации для родителей
5. Загадки о лекарственных растениях
6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
7. Выставка детских рисунков совместно с родителями «Долой микстуры, да здравствуй лечебная трава».
8. Презентация проекта.
Результаты реализации проекта :
- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
-У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
- Сформировались знания о лекарственных растениях.
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
-Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.
- Изучены правила поведения в лесу.
- Развит интерес к природе.
Вывод:
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Дети, разучили стихи о лекарственных растениях, узнали о их применении. Был оформлен гербарий для рассматривания «Зеленая аптека».
Список использованной литературы
1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
3. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
4. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
6. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
10. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006
11. Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
Беседа на тему «Доктор Природа»
Цель: продолжить знакомить с природой родного края, с разнообразием лекарственных растений, на основе полученных знаний формировать стремление к их рациональному использованию и охране, разъяснять правила бережного отношения к природе, формирование информационной культуры, охрана здоровья детей, знакомство с профессией фармацевта. Материал: иллюстрации на тему «Лекарственные травы», гербарные образцы, фломастеры, раскраски, отвары шиповника, липы, земляники, черники, малины. Участники: дети, воспитатель
Воспитатель: Ребята, когда вы болеете, чем вас мама лечит?
Ответы детей: таблетки, микстуры, отвары лекарственных трав…
Воспитатель: Когда мы заболеваем, к нам на помощь приходит сама природа. Скажите, какие лекарственные растения вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Их ещё называют «зелёной аптекой». Они помогают избавиться от болезней. Большую помощь они оказывают на даче, в походе, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Мы с вами говорили, что белки и лоси лечатся мухоморами в маленьких дозах. Мы сегодня поговорим лишь о некоторых растениях. Начнём с тех, которые помогут на прогулке. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).
1. МОХ. Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это природная вата. Мхом пользовались партизаны во время войны, прикладывали его к ранам и раны быстро заживали. А сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение Вс. Рождественского.
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь, растёт.
Он снизу седоватый,
Повыше- зеленей,
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей!
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны,
Лечил в глуши лесной. 2. ПОДОРОЖНИК. Воспитатель: Ребята, а как называется это растение? Почему?
Ответы детей: растёт вдоль дорог.
Воспитатель читает стихотворение:
Путника друг - подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Воспитатель: Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт.
Дети, а вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие и неприятные на вкус. А ведь есть и очень вкусные лекарства? Вы их знаете? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался? Что это?
Дети: Ягоды! Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая,
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки под листочки
Кто- то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен.
Мы чернику собирали
В кузовок, в лукошко
Только рты с чего- то стали
Чёрные немножко. 3. ЧЕРНИКА. Воспитатель. Она созревает в лесах летом. Окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Черника очень полезна для нервной системы, при болезнях желудка, восстанавливает зрение. Эта ягода очень капризная, не хочет расти на грядках. И вообще растёт очень медленно, поэтому собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить её кустики. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке? 4. ЗЕМЛЯНИКА. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой
На проталинке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка – невеличка
Хорошо цвела весной.
На неё садились пчёлы,
Майский жук летал над ней.
У неё сосед весёлый –
Родничок среди камней.
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней,
Становилась земляничка
Всё пригожей, да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Воспитатель: Земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный из листьев земляники. 5. ЕЖЕВИКА. Воспитатель: Полезна и другая лесная ягода - ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё дарит нам радость в зимнее время. А ещё есть душистая и сладкая ягода, которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется…малина! 6. МАЛИНА. Воспитатель. Кто из вас пробовал малину? Где она растёт? Что лечат малиной? Правильно, малина очень помогает при ангине, простуде. А летом ягоды малины – незаменимое лакомство. В чай можно добавлять и ягоды, и листья, и веточки. Они все обладают лечебным свойством. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?
Ответы: медведи, муравьи.
7. КЛЮКВА. Воспитатель: Посмотрите на фото. Кто узнал ягоду? Клюква растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Какая клюква на вкус? Несмотря на кислый вкус, клюква осень полезна во всех видах Из неё делают варенье, морсы, компоты, едят живые ягоды с сахаром и мёдом. Физкультминутка
Проводиться игра «У медведя во бору». «Медведь» находиться в середине круга, рядом с ним лежат карточки с изображением грибов, орехов, изученных лекарственных растений. Дети идут по кругу, а 2-3 участника направляются к «медведю», приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру; а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны взять только карточки с лекарственными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточки и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Стихотворение О. Высотской:
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый, молодой,
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький привет. 8. ОДУВАНЧИК. Воспитатель. Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени и одуванчик не узнать.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…одуванчик. 9 КРАПИВА. Воспитатель загадывает загадку.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
Не огонь, а жжётся.
Дети: Крапива. Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны. 10. ШИПОВНИК. Воспитатель. Кто узнал изображение на фото? Это растение нам с вами хорошо известно. Оно растёт на территории нашего садика. Много лекарств изготавливают из него. Их применяют при лечении почек, желудка, печени. Сироп помогает лечиться от кашля. В шиповнике много витамина С.
А сейчас мы с вами поговорим о нашей красавице – рябине, которая нас встречает каждый день у входа в детский садик. Эту ягоду любят и люди, и птицы. Снегири прилетают зимой полакомиться ягодами. В ягодах много витаминов, есть вещества, обеззараживающие и подсушивающие раны. А сейчас я вам загадаю загадку: белые горошки на зелёной ножке. Что это?
Дети: ландыш! 11. ЛАНДЫШ. Воспитатель: Цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось мало, они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. А сейчас я прочитаю вам стихотворение:
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке.
Белый, с жёлтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (М. Познанская)
Оказывается, ромашка может вылечить от простуды. И если поднимается температура и начинается кашель, достаточно приготовить и выпить душистый отвар ромашки. Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие. Их мы встречаем в лесу, на лугу или в парке. Это облепиха, полынь, мята, душица, липа и другие.
Воспитатель читает стихотворение В. Лукши:
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни.
Где же искать эти замечательные растения? Как хранить и использовать? Какие части растений употреблять? Воспитатель подробно рассказывает о том, как и какие части растений следует собирать, обращает внимание на то, что собирает нужно только вместе со взрослыми, которые хорошо знают правила сбора лекарственных растений. Особое внимание обращает на бережное отношение к природе.
А сейчас мы с вами проведём конкурс «Знатоки» : поочерёдно показывает карточки с лекарственными растениями. Дети должны назвать ту часть растений, которая используется в лечебных целях. (Ромашка - цветок, подорожник – лист). Некоторые лекарственные растения выращивают на плантациях. Это женьшень, мята, календула… Давайте, запомним правила сбора лекарственных растений:
1. Собирать лекарственные растения нужно в меру, оставляя часть в природе для размножения.
2. Срезать или собирать нужно только ту часть, которая является полезной. Нельзя выдёргивать растения с корнем!
3. Сбор нужно производить только в определённое время.
4. Незнакомые растения не стоит собирать.
5. Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть другим людям или животным.
6. Некоторые растения ядовиты, поэтому их не стоит собирать без взрослых, а тем более брать в рот незнакомые ягоды.
А сейчас я прочту вам очень интересное стихотворение Е. Русаковой:
По лугам, по старым лесосекам
Пробирался в чаще без дорог
И собрал мальчишка для аптеки
Разных трав целебных в нужный срок.
Не для денег вовсе, не для славы
Он бродил среди лесов глухих-
Собирал мальчишка эти травы
Как живую воду для больных.
А во второй половине дня мы с вами выполним коллективную аппликацию «Ромашковое поле».