Елена Алырева
Экологический проект по театрализации в подготовительной группе компенсирующей направленности «Волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняется и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, объединяются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Публикация «Экологический проект по театрализации в подготовительной группе компенсирующей направленности „Волшебный лес“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основная задача педагогики воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо воспитывать у детей с ранних лет.
Одним из новых эффективных способов изучения и закрепления материала стала театрализация.
Театр! Как много он значит для детского сердца, с какой радостью ждут дети встречи с ним. И только через театральную игру у ребенка с экологическим взглядом («не навреди») происходит познание самого себя, других, окружающего мира; прийти на помощь другу; преодолевать возникшие преграды, радовать своими успехами окружающих и получать от этого моральное и физическое удовлетворение, что «Я» это сделал. Поверил в свои силы и у тебя это получилось!
Театральная деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, которая позволяет решать актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативность.
После экскурсии в осенний лес, ребята заинтересовались проблемами, происходящими в живой природе. Воспитателями группы было подобрано произведение с экологическими проблемами «Волшебный лес». В процессе обсуждения ребята решили рассказать всем воспитанникам нашего дошкольного учреждения о экологических проблемах, с помощью театральной постановки.
Вид проекта : экологический и художественно – эстетический.
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители.
Цель: Развивать личность дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственно эмоционально – чувственного и литературного опыта путем включения его в процессе понимания экологического содержания сказочного произведения.
Задачи:
• Образовательные задачи: формировать у детей представлений о взаимосвязях, объектов живой природы, являющихся героями сказки, с условиями среды обитания и людьми, о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы.
• Развивающие задачи: развитие базисных характеристик личности: компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности, безопасности и свободы поведения, самосознания и способности к самооценке; развивать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно эмоциональные реакции; интеллектуально – познавательную деятельность и творческие самовыражения; развивать эмоциональную окраску, интонационную выразительность речи.
• Воспитательные задачи: воспитывать осознанно – правильное отношения к природе в целом; стремление не причинять вреда природе; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Этапы работы:
1. Организационно - подготовительный :
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задачи проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
- Составление тематического планирования мероприятий;
2. Основной
- Деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием;
- Работа в режиме инновационной деятельности.
3. Заключительный
- Презентация итогов работы через театрализацию.
Методы и приемы:
Наглядный метод – наблюдение, рассмотрение иллюстраций, экскурсия в осенний лес;
Проектный метод – придумывание вариантов собственных движений, изготовление простейших декораций, лозунгов, плакатов;
Словесный метод – рассказ, художественное слово, беседы;
Игровой метод – использование сюжета произведения для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания, выбор ролей.
Ожидаемые результаты:
К концу проекта дети должны :
- знать представления о взаимосвязях, объектов живой природы, являющихся героями сказки, с условиями среды обитания;
- уметь строить простейший диалог;
- уметь действовать согласованно;
- знать об условиях поведения в природе;
- выработать навыки осознанно правильного отношения к природе.
Работа с родителями по реализации проекта :
На развитие у детей основ экологического мировоззрения, огромное влияние оказывает семья. Родители воспитанников с удовольствием помогают нам. К развлечению «Что нам осень принесла» оказали помощь в изготовлении поделок из природного и бросового материала, в рисовании совместных рисунков, в изготовлении кормушек для птиц. Для театрализованного представления «Волшебный лес» (приложение 1) помогали изготавливать декорации и костюмы. Всё это помогает сплочению коллектива: дети - родители - воспитатели.
Ход проекта
Тема/цель Форма работы Ответственный
1 неделя октября «Осенний лес» Экскурсия
2 неделя октября «Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка» - Консультация для родителей
3 неделя октября «Волшебный лес»
Цель: учить выражать свое отношение к окружающей природе через театрализованную деятельность, развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, воспитывать умение слушать друг друга, выражать свои эмоции, чувства. Экологическая сказка
4 неделя октября «Организация экологического уголка»
«Экологическое воспитание старшего дошкольника в условиях театрализованной деятельности». Консультации для педагогов
В течении всего месяца -Хороводная игра: «Лесные музыканты», «Веселый огород», «Мыши на лугу», «Огород наш хорош», «Беличий хоровод», «Под сосной», «Во поле орешка».
- Игра – драматизация: «Звериный оркестр», «Маша – хрюшка и восемь поросят», «Маша – доктор», «Птички».
- Подвижные игры: «Дождливо – солнечно», «Наш огород», «Птички в саду», «Холодок», «Веселые зайчата», «Лисичка, ау»,
- Этюд – игры: «Цветы на полянке», «Журавли улетают». Игровая деятельность.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, разгадывание загадок.
Заключение.
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно – правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы «Почему?» и «Зачем?» выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально – практический отклик на окружающую природу. А самое главное в конце лексических тем стали проводить, вместо обобщающих бесед, театрализованных представления, которые интересы педагогам, детям, родителям. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.
Театрализованная деятельность - это игра, которая помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее. В своей работе по формированию основ экологической культуры хотим добиться от детей понимания того, что все взаимосвязано – природа и человек. Ребенок познает мир на эмоционально – чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нем.
Главная цель – это помочь ребенку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: