Светлана Емельяненкова
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Обитатель пресных водоемов выхухоль в опасности!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №140 «Моржонок» г. Брянска
Старшая группа «Капитошка»
Экологический проект «Обитатели пресных водоемов. Русская выхухоль - в опасности»
Воспитатель:
Емельяненкова Светлана Николаевна
Цель проекта : Познакомить детей с обитателем пресных водоемов Брянского края, выхухолью и её связью со средой обитания.
Публикация «Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему „Обитатель пресных водоемов выхухоль в опасности!“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с Красной книгой Брянского края, историей её создания; раскрыть основные причины сокращения численности выхухолей.
Развивающие: привить чувство сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к обитателям водоемов.
Паспорт проекта :
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
- Подбор и чтение художественной литературы о реках Брянской области и ее обитателях;
- Рассматривание иллюстраций об обитателях пресных водоемов Брянского края;
- Подготовка необходимого для реализации проекта материалов и оборудования.
2. Практический:
- Пополнение развивающей среды наглядными и практическими пособиями.
- Совместная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом.
- Выставка детских работ, создание мини-музея «Обитатели пресных водоемов Брянского края».
3. Заключительный:
- Дети получат представление о внешнем виде выхухоли и её повадках.
- Дети узнают способы передвижения выхухоли и способы их защиты от врагов.
- Получат знания о взаимосвязи обитателей водоемов.
- Научатся составлять описательные рассказы об обитателях водоемов.
- Дети усвоят правила поведения в природе (на водоемах).
- Получат новые навыки в конструировании из бумаги, пластилинографии, рисовании, аппликации.
- В группе оформлен мини-музей «Обитатели пресных водоемов».
- Плакат «Выхухоль
- Выставка творческих работ «Выхухоль - обитатель водоёмов Брянского края.
Проблема:
У выхухоли особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают, возле каких либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать за ней в естественной среде.
Надо помочь детям узнать «Обитателей пресных водоемов» и их среду обитания.
Актуальность:
Вокруг нас много неизведанного и прекрасного. Хотелось, чтобы дети познакомились с загадочным и таинственным речным миром реки и его обитателями.
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует “погружению” детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса.
Участие детей в проекте «Обитатели пресных водоемов» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни обитателей рек и озер (выхухоле, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность; воспитать бережное отношение к обитателям водоемов.
План реализации проекта :
1. Подбор литературных произведений об обитателях водоема (сказки, стихи, загадки, пальчиковые игры, подвижных игр, дидактических игр.
2. Подбор иллюстраций «Обитатели водоемов», фильмов, презентаций.
3. Беседы на тему : «Жизнь пресноводных»; «Что мы знаем о выхухоле»; «Кто живет возле реки»; «Растения и животные пресных водоемов».
4. Разработаны материалы викторин для работы с детьми: «Чем питаются выхухоли?»; «Для чего выхухоле хвост?»; «Какие млекопитающие, растения, насекомые и животные обитают в пресных водоемах»
Работа с родителями
Не маловажную роль в этом проекте сыграли родители, была проведена следующая работа:
Помощь в оформлении:
Мини-музея «Обитатели пресных водоемов»;
Конкурс книжки-малышки «Обитатель наших водоемов»;
Альбома «Обитатели наших водоемов»;
Консультация: «Правила безопасности у водоема»;
Участие родителей в форуме «Большая перемена»;
Мастер класс «Обитатели пресных водоемов»;
Викторина «Знатоки пресных водоемов».
Заключение
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов.
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной и игровой активности, средство выражения и развития творческих способностей.
Полученные в данном проекте знания дети смогли реализовать в игровой деятельности. Ими были обыграны игры «Рыбалка»; «Поездка на пикник», в которых они смогли поделиться бережным отношением к водным обитателям. Расширились знания детей о выхухоле (названия, строение, способы питания, размножение).
Сформировалось стремление к исследованию объектов природы;
Узнали значение воды в жизни всего живого.