Юлия Петрова
Экологический проект «Люблю березку русскую» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект "Люблю березку русскую"
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко - срочный (с 1.09.2014г. по 30.11.2014г.).
Предмет исследования: берёза.
Публикация «Экологический проект „Люблю березку русскую“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
План деятельности по достижению цели
Сентябрь
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта
2. Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок, сказок, считалок, пальчиковых игр, потешек; подвижных игр, игр - упражнений, дидактические игры, комплекс утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».
- Сформулировать проблемные вопросы совместно с детьми:
«Березка живая или нет?»
«Кто сажает растения в городе? Для чего?»
«Как посадить березку на участке детского сада?»
«Почему так много берез в России?»
- Разработать учебные вопросы для детей:
«Какую роль играет береза в жизни человека?»
«Как помочь березовой роще?»
«Какие ассоциации вызывает слово береза?»
«Почему береза называется березой?»
3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
4. Подготовить информацию для родителей по теме:
«Березовое царство – лучшее лекарство».
Октябрь - ноябрь
1. Реализовать выполнение проектных мероприятий.
2. Организация праздника «Русская березка»
Реализация проекта:
Совместная деятельность с детьми
1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) .
2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»
3. Выбор березки на территории детского сада.
4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
5. Разгадывание кроссвордов.
6. Исследование бересты под лупой.
7. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды…».
8. Чтение: К. Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л. И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги на Силач…» В. А. Злоказова; «Секреты горы Трех Братьев» В. А. Трусов; «Ода берёзе» Н. И. Птухина; «Берёзка голову склоня…» Л. М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л. Н. Сурнина; «Три Берёзки под окном» Г. Н. Рахимов и т. д.
9. Разучивание пословиц, поговорок.
10. Заучивание стихов о березе: П. Воронько «Береза», С. Есенин «Белая береза».
11. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
12. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы, «Кто быстрее соберет березовые почки».
13. Лепка: «Березовый пенек» (из соленого теста).
14. Создание панно «Березка» (из соленого теста).
15. Рисование: «Белая береза» (использование различных техник).
16. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток)
17. Оформление уголка «Береза – символ России».
18. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".
19. Проведение праздника «Русская березка»
20. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.
21. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.
22. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко
23. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”
24. Акция «Посадим березку на своем участке»
Совместная деятельность с родителями
1. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!»
2. Помощь в оформлении:
«Паспорта березы», центра в группе «Белоствольная красавица»; альбома «Люблю русскую красавицу»;
2. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке».
4. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
5. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”.
Итог проекта:
1. Оформление газеты «Люблю березку русскую».
2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.
3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».
4. Конкурс «Читаем стихи о березке».
5. Организация праздника «Русская березка»
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Тематический план
Октябрь
1 неделя
Презентация проекта «Русская береза». Выбор березки на территории детского сада.
Подвижная игра: «Беги к березе»
Цель: Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
2 неделя
Беседа: "Что я знаю о берёзе". Исследование бересты под лупой. Разучивание пословиц, поговорок.
Цель: Уточнить представление детей о лиственных деревьях, их строении, условиях
роста. Познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
3 неделя
Беседа: "Берёза строить и жить помогает".
Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) .
Д/и: «Найди листок березы», «Что сначала, что потом»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
4 неделя
Чтение художественной литературы: К. Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л. И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги на Силач…» В. А. Злоказова; пословицы, поговорки, считалочки. Лепка: «Березовый пенек» (из соленого теста).
Цель: Приобщение детей к русской культуре, посредством экологического воспитания. Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе посредством художественного слова.
Ноябрь
1 неделя
Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”
Создание панно «Березка» (из соленого теста).
Цель: Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы, умение видеть, слышать. Формировать желание бережного отношения к растениям. Поддерживать интерес к звучащему слову, способствовать словотворчеству.
2 неделя
Разгадывание кроссвордов. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток)
Цель: Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - береза.
3 неделя
Слушание музыкальных произведений: “Ах ты, берёза” Раухвергера.
Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.
Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко
Рисование: «Белая береза» (использование различных техник).
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке.
4 неделя
Акция «Посадим березку на своем участке»
Организация праздника «Русская березка»
Цель: Формировать обобщенные представления о деревьях, поддерживать интерес к жизни природы, развивать любознательность и естественный интерес к жизни растений. Развивать у детей умение обобщать, фантазировать, желание наблюдать и формировать представления об основных потребностях дерева в свете, тепле, воздухе и воде. Формировать проектно-исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно, искать решение, анализировать результат своей деятельности. Овладевать трудовыми навыками по защите и уходу за растениями.