Екатерина Баженова
Экологический проект «Чудо-песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность проекта : 3 дня
Цель проекта :
Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности. Развить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
Задачи:
1. Ознакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
Публикация «Экологический проект „Чудо-песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Развивать эмоционально – ценностное отношение к природе
6. Развивать осознанное поведение в природной среде
7. Развивать навыки активности и самостоятельности мышления
8. Формировать нравственно-экологические позиции личности
Ожидаемый результат:
воспитание в детях бережного отношения к природе посредством правил безопасного поведения;
сформированность обобщенных представлений о песке;
повышение коммуникативного интереса;
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Материалы и оборудование:
Песок, гуашь, лупы, песочные часы, формочки для песка, лейки, тарелочки с песком, коктейльные трубочки, художественная литература, картинки, иллюстрации, компьютерная презентация, клей ПВА (клей карандаш, листы бумаги, пластиковые бутылочки, кукла.
Предварительная работа:
Наблюдение
Игры с песком
Ознакомление с художественной литературой;
Составление описательных рассказов, отгадывание
загадок.
Просмотр иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Песочница», «Дети играют».
Использование дидактических и подвижных игр;
Участники: дети, воспитатели.
Актуальность проекта :
Первые игры ребенка на прогулке возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Создание условий «Песок – вода» – одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
Выявление первоначальных знаний детей об играх с песком и водой.
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о песке).
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
Деятельность детей:
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта
Работа с родителями:
Консультации для родителей.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
Беседа с детьми познавательного характера.
Подготовка информации для родительских уголков.
Создание презентаций для занятий по темам: «Пустыни».
Деятельность детей:
Наблюдение за песком.
Выполнение самостоятельных заданий.
Игровая, двигательная деятельность.
Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Просмотр презентации.
Игры с песком.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
Развлечение (анализ проделанной работы).
Презентация проекта.
Представление опыта.
Деятельность детей:
Участие в развлечении.
Распространение опыта.
Ознакомление педагогов ДОУ с выполненной работой.
Формы работы Содержание работы
Наблюдение Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный).
Цель: знакомство со свойствами песка (сухой -сыплется, влажный - сохраняет форму).
Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы).
Рассматривание песчинок под лупой.
Цель: развивать умение наблюдать, делать выводы.
Опыты и эксперимент Поливка песка в песочнице из леечек. Рыхление лопаткой.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка в сухом и влажном виде. Освоение способов обращения с леечкой и лопаткой.
«Полить сухой песок водой». Пересыпание сухого песка из ёмкости в ёмкость.
Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость.
Сказка «Солнышко»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка в сухом и влажном виде.
НОД
«Рисуем картинку песком» (рисование)
Цель: формировать умение рисовать разноцветным песком на листе бумаге. Воспитывать аккуратность в работе.
«Солнечная сказка на песке» (ознакомление с природой)
Цель: Поднять эмоциональное настроение детей. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения, активизация словарного запаса.
Беседы Рассматривание картин «Дети в песочнице»
Цель: формировать умение рассматривать картину, рассказывать об увиденном, делиться своими впечатлениями.
Презентация «Пустыни»
Цель: познакомить детей с новой природной зоной.
Беседа об аккуратном обращении с песком.
Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
Чтение художественной литературы Чтение стихотворения Б. Заходер «Краски лета».
Цель: способствовать к размышлению над сюжетом стихотворения.
Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница».
Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.
Загадывание загадок о песке и об орудиях труда.
Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Учить отгадывать загадки.
Сюжетно – ролевые игры «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо».
Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.
«Строители»,
«Я пеку, пеку, пеку»
Дидактические игры и упражнения Дидактическая игра «Тайничок».
Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
«Норки для мышки»
«Топчем дорожки»
«Заборчики»
«Играем с песком»
Цель - выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.
Игра «Чей след?».
Игры в песочнице с формочками и лопатками.
Цель: Закрепление представлений о свойствах песка.
Развлечение «Путешествие в сказку»
Эксперимент. Сказка «Солнышко»
Нам понадобятся: Два таза – один с мокрым песком, другой с сухим, палочка или веточка, песочные формочки животных и небольшие игрушки овощей и ягод.
– Давай мы будем рассказывать сказку на песке.
Жил-был мальчик… Он проснулся и пошёл гулять. Давай походим пальчиками по песочку. Ходил, ходил мальчик и вышел на полянку. Стучим ладошками по песку, утрамбовываем его, создавая ровную поверхность – полянку. Увидел мальчик солнышко.
Взрослый предлагает ребёнку сделать солнышко. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.
Утром солнышко проснулось,
И ребятам улыбнулось.
– Давай возьмём палочку и нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку. Доброе солнышко. Солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давай погладим лучики пальчиками.
Ребёнок прикасается пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает ребёнку взять палочку и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.
– Давай погладим пальчиком длинные лучики. К приветливому солнышку прилетели птички.
Взрослый предлагает ребёнку разгладить солнышко и сделать птичек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Птички летают, крыльями машут, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт птиц.
– Птички улетели. Погладим песочек. На полянку прискакали зайчики.
Взрослый предлагает ребёнку показать на сухом песке, как скачут зайчики: кончики пальцев прыгают по песочку. Затем ребёнок берёт пластмассовую формочку зайчика и лепит 2-3 зайчиков. Взрослый помогает ребёнку, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился зайчик. Уточняет, что зайчиков много.
Потом на полянку пришёл медведь. Поочерёдно, опуская рёбра ладоней в сухой песок, взрослый показывает ребёнку, как ходит медведь. Помогает повторить движения. Берёт формочку медведя и предлагает ребёнку выложить медведя на мокром песке.
Взрослый рассказывает, что медведь один, а зайчиков много. Предлагает угостить зайчиков.
– Возьми столько морковок, чтобы всем зайчикам хватило.
В случае затруднения помогите ребенку.
– Зайчиков много и морковок много. Давай сосчитаем, сколько морковок и сколько зайчиков.
– Смотри, вот ягодка. Давай угостим медведя ягодкой. Он один, поэтому и ягодка одна.
– Отдохнули на полянке зайчики и медведь, погрелись на солнышке и пошли домой, не забыв сказать: «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек.
НОД «Солнечная сказка на песке»
Цель:
1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.
2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
3. Активизация словарного запаса.
Оборудование: Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки- зайчики.
Участники: дети 3-4 лет (количество детей не более трех).
Ход занятия:
Педагог показывает детям картонную фигурку солнышка.
-Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (солнышко)
- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (да)
- Тогда – в путь!
Дети вместе с педагогом подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на стену рядом с песочницей.
- Посмотрите этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.
-Можно кидаться песком? (нет)
-Разбрасывать можно? (нет)
- Пробовать на вкус можно? (нет)
-А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?
- Теплый или прохладный?
-Шершавый или гладкий?
-Сухой или мокрый?
-Мягкий или твёрдый?
-Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.
-Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
-Здравствуй, песок!
- Послушайте… Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
-Давайте его потрем между ладонями.
- Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Еще разок.
-А теперь, послушайте сказку: Утром солнышко проснулось, сладко – сладко потянулось. и, откинув одеяло, с нами в сказку пошагало.
Педагог предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.
– Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.
-Получилось у нас солнышко? (да)
- Какое солнышко у нас получилось? (доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)
- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками. Дети прикасаются пальчиками к лучикам.
- Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.
– Давай погладим пальчиком длинные лучики.
-Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. (Небольшие пластмассовые фигурки, возможно от «киндер сюрпризов»). Они тоже рады солнышку.
- Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)
-Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками. Дети находят игрушки.
Пока дети ищут игрушки - педагог наклеивает на солнышко тучку.
-Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с вами, но им пора идти дальше. Давайте попрощаемся с ними.
- До свидания, зайчики.
- Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками -наше солнышко спряталось за тучку, сейчас польет дождик.
Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.
-Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей. Для цветов, для полей. И для маленьких детей.
-Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)
Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо. Солнце снова засветилось. Засияло, заискрилось.
- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.
Педагог берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.
- Вот как много цветочков у нас получилось!
- Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят полакомиться сладким цветочным нектаром.
Педагог предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт бабочек.
– Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели дальше, не забыв сказать «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек. Ребята и солнышку пора идти дальше. Давайте поблагодарим солнышко и песочек за сказку, и сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко).