Юлия Жданкина
Конспект открытого занятия «Чудо-песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №232 «РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА БАРНАУЛА
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме:
«Чудо-песок».
Автор: Жданкина Ю. С., воспитатель
2018г.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Жданкина Юлия Сергеевна
Публикация «Конспект открытого занятия „Чудо-песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема занятия : «Чудо-песок».
Цель: расширять знания детей о полезном ископаемом - песке.
Задачи:
- обогащать представления детей о полезном ископаемом - песке;
- создавать условия для опытно-экспериментальной деятельности;
- способствовать формированию любви к природе;
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о песке; проведение бесед, формирующих у детей первоначальные знания о полезных ископаемых; рассматривание иллюстраций.
Оборудование: сюрпризный момент – игрушки Фиксики; песочные часы; мультимедийная презентация; стеклянная посуда; глобус; белые халаты
для детей; песок; пластиковая посуда; лупы; бумажные трубочки; лейки с водой; цветной песок; пустые стеклянные бутылочки.
1. Организационный момент, начало занятия.
Цель: организация внимания детей, настроить детей на активную деятельность.
Методы и приемы: сюрпризный момент – появление персонажа из мультфильма «Фиксики» Дим Димыча с игрушками Ноликом и Папусом; просьба Дим Димыча узнать что находится в песочных часах и исследовать свойства этого вещества.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого. Дети охотно отвечают на вопросы и предложения педагога. Под музыку из мультфильма «Фиксики» заходят герои: Дим Димыч (ребенок, Нолик и Папус (игрушки).
Дим Димыч:
- Здравствуйте, ребята! Вы узнали нас?
Верно! Я – Дим Димыч! А это мои друзья Фиксики!
Представляете, мы играли с этой штукой, а она сломалась (показывает сломанные песочные часы)
Вы случайно не знаете что это такое? И что там внутри (ответы детей)
Песок? Здорово! Как нам с Фиксиками хочется побольше узнать об этом веществе! Ведь мои друзья такие любопытные!
Ребята, вы поможете нам? (ответы детей)
Только мне пора в школу! Но я оставлю своих друзей, они вас послушают и потом мне все-все расскажут! Договорились (уходит под музыку, игрушки остаются с детьми)
Воспитатель:
- Ну что, ребята, поможем Фиксикам? Замечательно!
Сюрпризный момент – герои мультфильма Фиксики, использован с целью организации внимания детей, поднятия настроения. Содержание просьбы Дим Димыча определило цель занятия.
Результат организационного момента:
-дети включились в занятие;
- у 100% детей сформировался стойкий интерес к происходящему.
2. Основная часть занятия.
Цель: обогащать представления детей о полезных ископаемых, в частности, о песке; способствовать формированию любви к природе; вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
Методы и приемы: мультимедийная презентация; рассматривание иллюстраций и анализ их содержания; опытно-экспериментальная деятельность; физкультминутка; творческая деятельность.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети проявляют интерес к решению проблемной ситуации, внимательно слушают педагога.
Дети, охотно отвечают на вопросы педагога. Дети проявляют заинтересованность при проведении опытов. Некоторые дети отвечают быстро, некоторым воспитатель задаёт дополнительные наводящие вопросы. Все дети целеустремлённо стараются узнать побольше информации о песке. Рассказ воспитателя о песке с мультимедийной презентацией. Во время рассказа воспитатель вовлекает детей в диалог, задавая вопросы. Песок – это полезное ископаемое. Под воздействием ветра, дождя, мороза горы разрушаются, превращаясь в маленькие камешки и частички. Состоит из очень маленьких частиц, разного цвета (жёлтый, чёрный, белый, красноватый). Песчинки могут отличаться не только цветом, но и размером.
Песок получается из маленьких частичек минералов, входящих в состав горных пород, поэтому в песке можно обнаружить различные минералы. В основном в песке находят кварц, так как он прочный и его много в природе. Песок образуется там, где горные породы подвержены разрушению. Одним из основных мест, где происходит образование песка, является морской берег. Воздействие волн на скалы, песка, приносимого ветром, на горные породы, и морской воды на некоторые минералы — все это способствует образованию песка.
Ребята, я вам загадаю загадку, а вы её отгадайте:
«На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны».
- Что это? (Глобус).
- Кто из вас знает, что это такое?
Д. – Глобус. 1. Это наша земля. 2. Планета на которой мы живем.
В. - Ребята, а какими красками разукрашен глобус и они обозначают?
Д. – 1. Больше всего синего цвета – это вода: моря, океаны, озера и реки.
2. Есть зеленый цвет – это леса. 3. Белый цвет – это льды, снега. 4. Желтый цвет – это пустыня. Песок с берега переносится ветром в глубь суши. Иногда перемещается столько песка, что целый лес может быть покрыт песчаными дюнами.
А что же песок в пустынях? В основном его сюда принес ветер. В некоторых случаях песок пустыни образовался в результате разрушения горных массивов. В некоторых случаях на месте пустыни в свое время находилось море, которое, отступив тысячи лет назад, оставило здесь песок.
Как называется самая большая пустыня? (Самая большая пустыня – Сахара)
Показать карту мира и указать на самые крупные пустыни.
Дети о песке:
Вы любите, ребята, пересыпать песок.
В руках у вас лопата, ведерко и совок.
Как нитка золотая, у вас из кулака
Бежит струя густая прохладного песка.
Садовая дорога усыпана песком.
Но плохо, если много песка лежит кругом.
Вот желтая страница - пустынная страна.
Песок по ней кружится, несется как волна.
Неведомо откуда, неведомо куда.
Бредут по ней верблюды, степные поезда.
Ребята, в пустыне очень много песка. В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь они выползают. Во время ветра появляются барханы - песочные волны. Под воздействием ветра песок пересыпается через гребни барханов, и создается впечатление, что они как будто ползут по пустыне. (показать иллюстрации)
Когда у нас поднимается сильный ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря.
В. – Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как происходит такое явление в природе.
Фильм «Песчаная буря» 1 мин.
В. – Как вы думаете, хорошо путникам в такой песчаной буре?
Д. – Нет. Песок забивается в глаза, уши, нос, под одежду. По песку тяжело передвигаться, ноги утопают, песок забивается в обувь.
Песчаные бури самые опасные и непредсказуемые явления природы. Сильный ветер поднимает в воздух пыль и частицы песка, высвобождая бурю с удушающим облаком, которая может уменьшить видимость почти до нуля. В зависимости от цвета почвы в данном регионе, отдалённые предметы приобретают сероватый, желтоватый или красноватый оттенок.
Песок может быть не только опасным, но и полезным.
Люди добывают песок на песчаных карьерах, со дна рек.
Человек начинает использовать его с раннего детства, когда играет в песочнице.
Также песок используют в строительстве. Ребята, для чего нужен песок на стройке? (песок смешивают с другими веществами и этот раствор используют для скрепления кирпичей)
Используется в производстве стекла. Ребята, как из песка получить стекло?
(смешать с др. веществами и раскалить до высокой температуры)
Стекло выдувается как вручную, так и на специальных машинах. Ребята, как называется профессия человека, который занимается выдуванием стекла? (Стеклодув)
Стекло может быть разным цветом, формой. Посмотрите, какие предметы можно создавать из стекла. (показать стеклянные предметы)
Также используют песок в искусстве. Дети и взрослые рисуют песком на подсвеченном стекле, а также для создания песчаных скульптур.
Для измерения времени используют песочные часы. Песочные часы — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Можно использовать при тушении пожаров.
В гололед песком посыпают дороги и тротуары. Ребята, как вы думаете, почему именно песком? (Потому что он шероховатый и не дает скользить машинам и пешеходам).
Ребята, для чего еще человек использует песок? (в садоводстве – в почву добавляют песок, для того, чтобы земля была рыхлой
Воспитатель:
Ребята, а чтобы изучить свойства песка, необходимо отправиться в лабораторию, где проведем опыты как настоящие ученые (Дети подходят к столам и надевают белые халаты)
Опыт №1. Что какое песок, из чего он состоит?
Оборудование:
1. Сухой песок.
2. Магнит.
Опыт: Возьмите немного песка насыпьте пальцами на тарелочку и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотрим их.
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.
Опыт №2. Своды и тоннели.
Цель: Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.
Оборудование:
1. Поднос с сухим песком.
2. Трубочки из тонкой бумаги.
Опыт: Возьмем трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыплем их песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Почему? Оказывается, песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, попавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираются наружу целыми и невредимыми.
Вывод: Песчинки могут образовывать своды и тоннели.
Опыт №3. Свойства мокрого песка.
Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
Оборудование:
1. Сухой песок и мокрый песок.
2. 2 подноса.
3. Формочки и совки для песка.
Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Опыт №4. Песок-фильтр.
Цель: показать, что песок может очищать воду.
Оборудование:
1. Два стакана (первый с грязной водой, второй пустой).
2. Воронка.
3. Марля с песком. Дети внимательно слушают воспитателя, активно ведут диалог. Пополняется словарный запас детей, учатся отвечать полным ответом на вопросы. Педагог старается вовлекать всех детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
3. Заключительная часть занятия.
Цель: побуждать детей оценивать свою работу и обобщать знания, полученные на занятии.
Методы и приемы: рассматривание собранного цветка; обобщение прав о которых беседовали на занятии; подводя итог занятия, педагог задает вопросы детям: в каком документе у нас в стране собраны все права детей? для чего нужно знать права человека?; воспитатель предлагает полюбоваться «цветком счастья»; для возвращения в детский сад используется игра малой подвижности «Солнышко и дождик».
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети совместно с воспитателем делают вывод, обсуждают выполненную работу. Отвечают на вопрос: «Для чего нужно знать права человека?». Дети любуются цветком, который они вернули жителям сказочной страны, и возвращаются в детский сад с помощью игры, которую предложил воспитатель. -Вот мы и собрали все лепестки на цветке «счастья», предлагаю вспомнить, какое право обозначает каждый лепесток? (ответы детей)
- Теперь в сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте. Ребята, в каком документе у нас в стране собраны все права детей (ответы детей)
Педагог показывает детям Конвенцию ООН о правах детей.
-Для чего нужно знать права человека? (ответы детей)
-Посмотрите, какой красивый цветок «счастья» у нас с вами получился! Жители страны детства благодарят нас, что мы вернули лепестки цветку «счастья» на которых были записаны права маленьких жителей, и теперь предлагаю с помощью игры «Солнышко и дождик»вернуться в детский сад.
- Солнце светит веселей,
Выходи гулять скорей!
(Дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)
-Дождик начал моросить,
И ребяток веселить.
- Дождик, дождик все сильней,
Все под зонтик поскорей!
(Дети прячутся под зонтик и закрывают глаза)
- Что делать после дождика? (По лужицам скакать)
- Что делать после дождика? (Кораблики пускать)
- Что делать после дождика? (На радуге качаться)
- Что делать после дождика? (Да просто улыбаться)
Результат заключительной части:
дети, отвечая на вопросы воспитателя, анализируют свою деятельность, делают вывод об усвоенном материале. Оценивают свою деятельность, и испытывают радость от результата.