Федосеева Азиза Азизовна
Долгосрочный экологический проект в средней группе детского сада «Чудо-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный экологический проект в средней группе детского сада «Чудо-огород».
Вид проекта : экологический, познавательно – практический,творческий.
Участники проекта : воспитатели – дети – родители.
Продолжительность проекта : 8 месяцев (с февраля по октябрь 2017 года)
Публикация «Долгосрочный экологический проект в средней группе детского сада „Чудо-огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность темы проекта : зимний огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по ярко-зеленным природным цветам, расширить представления детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщить знания о полезных свойствах зелени и овощных культур, развить познавательные и творческие способности детей.
Цель проекта : формировать экологическую культуру у детей, обогатить их знания об окружающем мире, через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность, активизировать у ребенка инициативу.
Программные задачи:
1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах.
2 Учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
3. Обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
4. Продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, лепка). Учить использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки.
5. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
6. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
7. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.
Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике, получить урожай зелени, огурцов, помидоров, перца, выращенных с участием дошкольников, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Основные принципы работы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Ожидаемые результаты :
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.
Возрастание речевой компетенции:
- Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.
- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги:
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Предварительная работа:
- Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
- Приобретение семян, контейнеров, земли.
- Сбор коллекции семян.
- Выставка книг с русскими и народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
- Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
- Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».
- Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т. д.)
Основная часть проекта :
- Беседа «Что такое огород и что на нем растет»
- Опыты «Наблюдение за ростом лука, овса»
- Эксперименты: «Узнаем: какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения»,
- Творческая деятельность: игра - драматизация по русской народной сказке «Репка», разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен и т. д.
План экспериментальной деятельности.
Земля.
Беседа: «Узнаем: какая земля».
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения».
Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения».
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
Человек.
Беседа: «Человек и растение».
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Чудо-огород».
Мероприятия Цели Ответственные
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Привлечь родителей к реализации проекта «Чудо–огород». воспитатель
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей. воспитатель
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. воспитатель
4. Совместное создание в группе огорода на окне. Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым. воспитатель
5. Опыт – наблюдение за ростом лука, овса. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. воспитатель
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. Познакомить с фольклорными
произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами. воспитатель, музыкальный руководитель
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. воспитатель
8. Эксперименты. Развивать опытническую экспериментальную деятельность
у детей. родители
9. Рассказывание русской народной сказки «Репка», чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, С. Маршака, напомнить содержание сказки «Репка». воспитатель
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями. воспитатель
11. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание. воспитатель
12. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах. воспитатель
13. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини - выставки «Наш урожай». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. воспитатель
14. Игра - драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности. воспитатель
15. Высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде (огурец, помидор, перец). Учить оказывать взрослым посильную помощь. воспитатель
Сбор урожая
16. Создание фотоальбома «Чудо-огород». Подвести итог проделанной работы. воспитатель
Заключительный этап:
Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей.
Проведение обобщающего занятия «Чудо-орород».
Составление фотоальбома «Чудо-огород».
По реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».
Заключительная часть проекта :
- Сбор урожая.
- Выставка детских рисунков и поделок из пластилина.
- Презентация фотоальбома «Чудо-огород».