Ирина Кругликова
Педагогический проект для детей раннего возраста «Мой друг — песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сельцовская средняя общеобразовательная школа»
дошкольные группы
Педагогический проект для детей раннего возраста
«Мой друг - песок»
Составила воспитатель
Высшей квалификационной категории
Кругликова Ирина Владимировна
п. Сельцо, Волосовский район
2018 г.
«Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Публикация «Педагогический проект для детей раннего возраста „Мой друг — песок“» размещена в разделах
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Проблема:
При наблюдении за деятельностью детей на прогулке я заметила, что игры с песком однообразные, недостаточный словарный запас по теме, дети мало знакомы со свойствами песка. Для повышения интереса к играм с песком мною был разработан проект «Мой друг - песок».
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Тип проекта : среднесрочный.
Срок реализации: 1 месяц.
Цель: развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- организация элементарной исследовательской деятельности;
- формирование у детей интереса к объектам неживой природы (получить речевые реакции от детей);
- познакомить со свойствами песка.
Развивающие:
- развивать познавательные способности в играх с песком, формировать элементарные исследовательские умения;
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
• личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
• развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;
• обогащение и активизация словаря детей за счет слов - названий предметов, объектов, действий с ними;
• привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный:
- определение проблемы, цели, задач проекта;
- изучение методической литературы;
- составление плана проектной деятельности
- создание условий, способствующих развитию познавательного интереса у детей по средствам экспериментирования с песком (оформление предметно - развивающей среды);
- проведение информационно-просветительской работы с родителями.
2 этап – практический:
Реализация образовательных областей
Познавательное развитие
Задачи:
- сформировать элементарные представления о свойствах песка, расширить кругозор;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, внимание;
- поддерживать и развивать интерес детей к совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Содержание:
- 10 конспектов занятий с детьми по ознакомлению с песком (приложение № 1).
Речевое развитие
Задачи:
- чтение художественной литературы;
- воспитание у детей интереса к общению с взрослыми и сверстниками;
- обогащение и активизация словаря детей за счет слов - названий предметов, объектов, действий с ними.
Содержание:
- рассматривание сюжетной картины «Дети играют в песочнице» и разговор с детьми (развитие диалоговой речи);
- картотека стихов (приложение № 3).
Социально - коммуникативное развитие
Задачи:
- развитие игровой деятельности с песком;
- умение отражать в игре действия с предметами;
- развитие стремления общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- соблюдение правил безопасности.
Содержание:
- картотека развивающих игр с песком в песочнице (приложение № 2).
Художественно – эстетическое развитие:
Задачи:
- использование музыкальных произведений в качестве эмоционального настроя при работе с песком;
- развитие детского творчества с использованием нетрадиционной техники рисования, лепки.
Содержание:
- прослушивание и разучивание песенки «Я пеку, пеку, пеку»;
- рисование: «Солнышко», «Необыкновенные следы», «Дорожка из песка»,
«Картины на песке» ( рисунки из подручных материалов: камешки, ракушки, палочки разных размеров).
Физическое развитие:
Задачи:
- развитие двигательной активности;
- развитие мелкой моторики рук.
Содержание:
- выполнение упражнений с контейнерами, заполненными песком (ходьба, постукивание, встряхивание, поднимание вверх, опускание вниз);
- пальчиковая гимнастика на песке (приложение 4).
Работа с родителями
- подборка литературы по играм с песком (приложение № 2);
- создание среды (сбор мелких игрушек, природного материала, обработка песка);
- консультации на тему «Играем с песком вместе с ребенком», «Безопасный песочек»;
- оформление фотовыставки «Мы играем с песком».
3 этап – заключительный:
- анализ результатов;
- фотоотчет «Маленькие исследователи».
Диагностика по экспериментально - исследовательской деятельности.
ФИ ребенка Познавательная активность Умение выбирать и использовать предметы Любознательность Умение принимать и оказывать помощь Интерес к общению
В ходе реализации проекта :
- у детей должен повыситься интерес к исследовательско - экспериментальной деятельности;
- должны сформироваться знания о свойствах песка, активизироваться словарный запас речи;
- дети научатся безопасно обращаться с песком.
Список используемой литературы:
1. Дерягина Л. Б. «Лепим куличики, пускаем кораблики».
2. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. «Игры на песке. Работа с семьей и детьми».
3. Зенина Т. Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой, занятия, наблюдения, досуг и развлечения.
4. Смирнова Е. О. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей».
5. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами».