ирина жиленко
Экологический проект «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
Исследовательский, познавательный, групповой, краткосрочный.
Срок проекта :
краткосрочный (2 недели) с 16.07.18 по 30.07.18
Участники проекта :
воспитатели, дети раннего возраста, родители воспитанников.
Цель проекта :
Способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию, расширить
знания детей о свойствах песка. Сформировать сенсорные навыки и развитие
мелкой моторики у детей группы раннего развития, посредством работы с
песком.
Актуальность темы:
Публикация «Экологический проект „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети раннего возраста по своей природе пытливые исследователи
окружающего мира, поэтому, в основе данной экспериментальной
деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям,
любознательность, потребность в умственных впечатлениях.
ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует
проектную и экспериментальную деятельность. Необходимо создавать
условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему»
и «как», что способствует развитию познавательной деятельности детей.
Поэтому важно организовывать занятия по ознакомлению детей со
свойствами песка таким образом, чтобы не только преподносить им готовые
знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых
методов, экспериментирования и исследования. Исследовательское поведение
и создаётся для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально
разворачивалась как процесс саморазвития. Все это определяет актуальность
и практическую значимость данной темы.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с различными видами и свойствами песка;
• Дать знания о применении песка;
• Научить работать с песком;
• Создавать условия для формирования у детей познавательного
интереса;
• Активизация творческого потенциала;
• Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со
сверстниками рядом и знакомить с правилами игры в песочнице;
• Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
• Закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Ожидаемые результаты проекта :
• Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок.
• Проявление у детей элементарного контроля за способом действия.
• Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный
- Содержательный
- Аналитический
Предполагаемый продукт проекта :
- выставка познавательной и художественной литературы и иллюстрации о песке «Волшебный песок»
I этап
• подготовка наглядного материала с изображением песка (открытки, плакаты, фотографии, презентация о песке);
• подготовка музыкального сопровождения;
• подборка произведений художественной литературы о песке, загадок.
Формы проведения:
НОД, песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки – уточка и петушок, пластиковые бутылочки.
Вопросы, на которые будем искать ответы:
• Все ли мы знаем о песке?
• Из чего состоит песок?
• Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
• Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
• Может ли песок двигаться?
• Где и как люди могут использовать песок?
• Как можно играть с сухим и мокрым песком?
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I неделя
Понедельник
1. Беседа об аккуратном обращении с песком.
Цель: Учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
2. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)
Цель: показать, что песок впитывает влагу; определить с детьми вес мокрого и сухого песка.
Вторник
1. Д/и «Солнышко»
Цель:
- Вызвать интерес к созданию солнышка;
- Учить детей составлять изображение солнца из готовых форм (круг, полоски).
- Развивать чувство формы и композиции.
2. Экспериментальная деятельность «Песчаный конус»
Цель: показать свойства песка – сыпучесть.
Среда
1. Игры с песком: копание песка совком.
Цель:
- научить детей пользоваться игрушками – орудиями для получения практического результата.
- Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев.
2. Д/и «Тайничок»
Цель: Учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
3. Экспериментальная деятельность «Свойства мокрого песка»
Четверг
1. Познание «Свойства песка».
Цель: посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки.
2. Экспериментальная деятельность «Рисунки из песка»
Цель: выяснить, что на песке можно рисовать.
3. Лепка из песка «Испечем пирожки для Танечки»
Цель:
- Создать интересную игровую ситуацию в песочнице;
- Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев.
Пятница
1. Чтение стихотворения М. Ершова «Песочница»
Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание. Вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Формировать интерес к художественному слову.
2. Игры с элементами экспериментирования «Пересыпание сухого песка из бутылочки»
II неделя
Понедельник
1. Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке»
Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаз человеку.
2. Экспериментальная деятельность «Отпечатки на песке»
Цель: выяснить, что мокрый песок сохраняет форму.
Вторник
1. Утренняя гимнастика «Я на солнышке лежу»
2. Чтение стихотворения В. Ланцетти «Рисунок на песке»
3. Творческая мастерская рисуем на песке «солнышко - колоколнышко»
Цель:
- Вызвать интерес к изображению солнышка;
- Развивать фантазию, мелкую моторику рук, чувство формы.
Среда
1. Слушание песни «Я на солнышке лежу» муз. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Цель:
- Учить детей двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, создавать хорошее настроение, способствовать профилактике нервного напряжения.
- Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца;
2. Игра с песком «Ручейки»
Цель: Предложить детям строительную игру «ручейки для лодочек». Развивать способности к ориентировки в пространстве и конструктивной деятельности.
Четверг
1. Д/и «Мышка»
Цель: Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу, тренировать логику. Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику. Воспитывать инициативу, воспитывать усидчивость и терпение.
2. Экспериментальная деятельность «Сравнение мокрого и сухого песка по весу»
Пятница
1. Рисование: «Солнышко - колоколнышко».
Цель: Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику.
2. Музыкально – ритмические движения: «Танец маленьких утят», фр. нар. песня, сл. Ю. Энтина.
Цель: Учить детей выполнять танцевальные движения по образцу, двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, создавать хорошее настроение, способствовать профилактике нервного напряжения.
Полученные результаты:
Формированы умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за действия. Воспитан интерес к результату и чувство удовлетворения от деятельности.
Итоговое мероприятие:
- Создание папки «Игры с песком»
- «Домашнее задание для родителей».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010.
2. В. В. Гербова Учусь говорить Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Москва «Просвещение» 1999
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
4. Т. И. Гризик Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Просвещение Москва 2000.
5. С. К. Кожохина «Путешествие в мир искусства»
6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
9. Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.