Папки-передвижки

Эффективные приемы коррекционной работы с детьми РАС

Cветлана Васильева
Эффективные приемы коррекционной работы с детьми РАС
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Аутизм расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

РДА встречается у 5 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Избегание зрительного контакта

Темочки:

Обычный ребёнок при разговоре с ним всегда смотрит в глаза. Ребёнок с аутизмом либо не смотрит на источник звука, либо смотрит на другие части тела: нос, переносица, губы и т. д.

Негативная реакция на прикосновения

Стремление к тактильному контакту заложено в каждом ребёнке, очень часто при первой возможности обычный ребёнок запрыгивает взрослому на руки, у детей находящихся в аутичном спектре такая потребность отсутствует.

«Холодность» или чрезмерная привязанность к матери

Аутичный ребё нок очень часто неадекватно реагирует на родителей: или нет привязанности к матери вообще, т. е. он может оставаться с любыми другими людьми подолгу, не замечать прихода и ухода родителей, либо же иметь чрезмерную привязанность – даже при уходе родителя в другую комнату – закатывать сильную истерику.

Предпочтение одиночества

Аутичный ребёнок часто играет один, он не обращает внимания на рядом играющих детей.

Не проявляет интереса к окружающим людям и предметам

Не копирует поведение взрослого

Боязнь интенсивных раздражителей

Ребёнку с аутизмом может быть неприятным яркий свет, громкий звук. Реакция на такие раздражители отличается тем, что ребё нок реагирует очень бурно: кричит, плачет, закрывает уши руками или же наоборот смеётся.

Для игр может использовать необычный материал

Зачастую такие дети играют не игрушками, а предметами мебели или одежды, различные веревочки, пластмассовые бутылочки, чеки из магазина, газеты или журналы.

Дети испытывают трудности общения со взрослыми или детьми.

Существует два варианта развития этих симптомов. Первый это когда начинается всё с момента рождения – у ребёнка нет лепета, не появляются слова. Второй – это когда ребёнок развивается нормально, у него формируется речь, а потом вдруг начинается регресс уже выработанных речевых навыков, общения.

Иногда может казаться, что ребёнок не слышит просьб, он «занят своими делами». Часто родители думают, что ребёнок вредничает, не хочет выполнять их поручения.

Находясь в группе сверстников, не проявляют желания участвовать в коллективных играх. Играют или просто находятся одни, изолировано. Ребенок часто повторяет одни и те же движения, может беспричинно кружиться, хлопать в ладоши, странно вертеть руками, мотать головой и т. д. Дети-аутисты любят находиться в привычной и комфортной для них обстановке. Если в их привычном укладе жизни происходят какие-либо изменения, например, перестановка мебели или переезд, то они испытывают дискомфорт и беспокойство. Подобное может заставить ребенка уйти в себя или вызвать у него агрессию.

2 слайд

Существует 4 вида аутистических расстройств.

Первая группа. Синдром Ретта. Аутизм этих детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. Характерно: полевое поведение, отсутствие речи и невозможность организовать ребенка. Такие дети не развивают практически никаких форм активной избирательности в контактах с миром, они почти не пользуются центральным зрением.

3 слайд

Вторая группа. Активное отвержение мира. Характерно: стереотипия – строгое соблюдение сложившегося жизненного стереотипа, особая избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срыв в поведении ребенка. Основная проблема ребенка этой группы состоит в том, что его предпочтения фиксируются очень узко и жестко, любая попытка расширить их диапазон вызывает у него ужас. Также, характерно обилие моторных стереотипий, задержка развития речи – усвоение и использование речевых штампов.

Бытовые навыки вырабатываются у них с трудом, но все же легче, чем у детей первой группы. Они тоже не могут подражать действиям других людей, также очень неловки, руки не слушаются их. Научить чему-то таких детей проще всего, действуя их же руками, задавая им извне готовую форму движения. Однако они все же усваивают ее, фиксируют и получают возможность успешно использовать в данных конкретных обстоятельствах. Это уже очень большой шаг вперед, потому что таким образом они могут адаптироваться к привычным домашним условиям, научиться обслуживать себя, самостоятельно есть, одеваться, умываться. Навык усваивается с трудом, но прочно.

4 слайд

Третья группа. Синдром Каннера. Захваченность аутистическими интересами проявляется в стереотипной форме. Основные внешние проявления данного синдрома: нарушение регуляции мышечного тонуса, слабая координация движений туловища, бытовая неприспособленность, формально развитая речь – рано набирают большой словарный запас, говорят сложными «книжными» фразами, при этом, нарушены регуляция темпа, ритма, высоты звука; нет интонационных пауз, говорят монотонно, быстро, захлебываясь, глотая звуки и части слов

5 слайд

Четвертая группа. Синдром Аспергера. Наиболее легкий вариант аутизма. Основные проблемы – повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Явное отличие от других детей с аутизмом проявляется в возможности установления глазного контакта, который носит прерывистый характер. Характерно: трудности усвоения моторных навыков, проблемы речевого развития, малая понятливость в простейших социальных ситуациях. При адекватно организованной коррекции такие дети имеют наилучший прогноз социального развития.

Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его появления на свет и до конца жизни. Отсюда восприятие действительности всеми органами чувств и ее осмысление происходит особенным образом.

Среди тех, кто работает с людьми с аутизмом, популярна фраза «Если вы знаете одного человека с аутизмом, значит, вы знаете одного человека с аутизмом». Это правда: аутизм проявляется по-разному, поэтому к занятию с каждым ребёнком нужно тщательно готовиться.

Знакомство с ребенком начинается с установления эмоционального контакта. Специалист может начать наблюдать за ребенком, потому что такие дети оценивают как агрессию не только любое прямое обращение, но и просто направленное движение в их сторону. Иногда, кажется, что такой ребенок не реагирует на новое место и незнакомых людей, но на самом деле это не так. Как правило, он уходит в дальнюю часть комнаты и старается держаться спиной к людям, часто сразу проходит к окну и застывает спиной ко всем. Тревожность может проявляться резкими движениями, метанием по комнате, резкими звуками. Попытки вступить в контакт могут начинаться только тогда, когда он успокоится. Сначала же он должен просто привыкнуть к месту и людям. Через некоторое время такой ребенок освоит все пространство комнаты и, может быть, даже начнет время от времени к нам приближаться. Один из подобных моментов можно использовать для попытки установления контакта.

6 слайд

Методы коррекционной работы с детьми с РАС

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов коррекции аутизма является метод прикладного анализа, или АВА-терапия.

АВА-терапия — основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия.

Применяя элементы этой методики мы помогаем переносить ребенку правильную модель поведения из одной ситуации в другую. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой, а неудача не одобряется или игнорируется.

Начинать терапию следует с самых легких упражнений. Например, педагог просит малыша выполнить простое действие: «Возьми в руку карандаш!». И тут же показывает, как именно это нужно сделать. Подсказка озвучивается несколько раз, после чего повторяется просьба уже без подсказок. Каждый случай, когда ребенок правильно делает то, что просят, поощряется. Неудачи игнорируются. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА. Положительные результаты появляются достаточно быстро. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению.

7 слайд

Холдинг-терапия

Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать) была разработана американским детским психиатром Мартой Вельч. В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит, но что она ни за что не отпустит его именно потому, что любит.

На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, он расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность.

После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает стадия разрешения. После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным, а может остаться и достаточно активным. В задачи специалиста входят следующие обязанности:

–выявлять готовность семьи к холдинг-терапии (специалист подробно информирует семью о сути и технике холдинга и убеждается в эмоциональной готовности родителей проводить терапию);

– вдохновлять, заставлять, принуждать мать держать ребенка;

– наблюдать, фиксировать свои наблюдения и передавать матери сигналы от ребенка, которые она не понимает или не замечает;

– анализировать семейные конфликты, которые нередко выливаются наружу в ситуации холдинга;

– сдерживать гнев и отчаяние матери и поддерживать ее во время терапии;

– организовывать помощь отца и других членов семьи.

Метод дает возможность родителям наладить взаимодействие с ребенком, поскольку опирается на естественное желание родителей гладить, ласкать, обнимать ребенка, защищая его от житейских невзгод.

Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими.

Еще в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии. Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Арт-терапия включает в себя не только рисуночную, но и песочную терапию. Песочная терапия предоставляет ребенку с аутизмом возможность самовыражения. Песочная терапия – это метод социализации, передача жизненного опыта, развитие творческих способностей и навыков взаимодействия со значимым окружением.

В своей работе мы используем разные виды песка. Это речной песок, морской песок, песок вулканического происхождения.

Также мы используем готовые пески (кенетические, экопесок). Иногда на практике используем два подноса с сухим и мокрым песком. Всё зависит от желания ребёнка, с каким песком ему в данный момент хочется поиграть. Используем камушки, ракушки, мелкие игрушки, а также сказочные герои, животные и т. д. Песок и фигурки, помогают детям выразить свои эмоции, чувства, раскрыться и передать то, что словами ребенок с аутизмом объяснить не может.

В рисовании песком на световом столе имеется ряд существенных преимуществ, благодаря которым возрастает образовательный и коррекционный потенциал занятий для ребенка, страдающего нарушениями аутистического спектра. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая ребенка или взрослого в творческий процесс.

Терапия с использованием песка основывается на игре. С помощью игры дети, у которых диагностируют аутизм, знакомятся с внешним миром, выражают свои чувства и эмоции.

8 слайд

Работа в сенсорной комнате

Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и психологом.

Пуфик-кресло с гранулами

Сидение, наполненное пенополистирольными гранулами.

Служит удобной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами его тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его руками и расслабить мышцы спины.

Разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. Сухой душ может использоваться как «уголок уединения».

Детский зеркальный уголок с пузырьковой колоннойпозволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

Проектор «Меркурий» с жидким колесом

Прибор, проецирующий на любую поверхность темной сенсорной комнаты калейдоскоп бесформенных световых пятен, постоянно меняющих цвета и их тональности.

Восприятие светоэффектов развивает воображение, способствует эмоциональному комфорту во время занятий.

3еркальный шар с мотором и профессиональным источником света

Вращающийся зеркальный шар с ограненной сферой, который подвешивается к потолку. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате.

Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных занятий, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах. Обогащает восприимчивость и воображение, способствует развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, создает психологический комфорт.

Чувство, когда ребёнок, с которым я работала, впервые установил со мной зрительный контакт, посмотрел мне в глаза, невозможно описать. Успехи, даже самые маленькие — это важные шаги ребёнка пути к социализации, и я испытывала гордость и счастье от того, что вложила в это частичку себя.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 2)Приемы работы с экологическим букварем (часть 2) 11. Использование цепей питания животных, птиц, насекомых, используя карточки. 12. Рассказы детей о повадках птиц, зверей, их питании и.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)Приемы работы с экологическим букварем (часть 3) Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные приемы коррекционной работы с детьми РАС
Опубликовано: 24 мая 2022 в 10:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные приемы коррекционной работы с детьми РАС» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Васильева (УИ 1354976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД