Елена Васильевна Алексеева
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы понимаем, что нарушения речевого развития детей нужно рассматривать, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Кроме того, сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре, они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, речь становится скудной и безграмотной. Именно театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, способствует коррекции нарушений речевой сферы, формированию их внутреннего мира и преодолению коммуникативной дезадаптации. Практика показывает: дети, которые в дошкольном возрасте приобрели богатый речевой опыт, в дальнейшем обучении имеют преимущества в развитии речевых компетентностей, в частности компетентностей в области чтения и письма, что особенно важно для детей с ТНР.
Исходя из этого, мы поставили в своей работе цель: создание условий для формирования речевой культуры, способности к коммуникативному самовыражению, мотивации на исправление недостатков речи у дошкольников с ОНР через приобщение к театрализованной деятельности.
Достигнуть поставленной цели нам помогает решение следующих задач:
- Способствовать формированию интереса к речи, устному общению, диалогу, мотивации на исправление недостатков речи.
- Расширять словарный запас детей за счет слов из всех сфер жизнедеятельности.
- Способствовать использованию разнообразных невербальных форм выражения (язык тела, мимика и т. д.).
- Развивать способности к диалогу, навыки культуры общения (активно слушать, не перебивать говорящего, договариваться, разрешать конфликты).
Безусловно, чтобы развитие детей в этом направлении было всесторонним и последовательным, мы осуществляем тесное сотрудничество. В первую очередь это выражается в единых подходах к работе, осуществляемых на практике.
Во-первых, необходимо знание и неукоснительное соблюдение основ содействия речевому развитию дошкольников, что позволяет нам в своей работе добиваться максимальной эффективности, а именно:
- чтобы способствовать развитию речи у детей, взрослым надо много разговаривать;
- дети лучше усваивают понятия, если те связаны с событиями, вызывающими какие-либо эмоции;
- слова песен и стихов легче заучивать, если их сопровождать движениями по тексту;
- речь должна быть осознанной: названия предметов или явлений, которые можно потрогать руками, понаблюдать, запоминаются лучше;
- речь – явление культуры, поэтому речевое развитие детей должно быть тесно связано с традициями и правилами социального взаимодействия;
- задача педагога – способствовать тому, чтобы каждый ребенок научился родному языку и полюбил его.
Во-вторых, ещё одним необходимым условием взаимодействия специалистов группы является наблюдение за детьми в театрализованной деятельности, которое позволяет:
- видеть ребенка в спонтанных, жизненных ситуациях;
- фокусироваться на конкретных темах;
- отмечать разнообразие средств выражения, которые дети используют для общения, чтобы выражать свои чувства или демонстрировать знания;
- дает импульсы для диалога с детьми и планирования театрализованной деятельности;
- помогает проводить регулярные беседы с родителями.
Наши наблюдения дополняются информацией из семьи и диалогов с самим ребенком. Регулярное систематическое наблюдение помогает нам оказывать детям эффективную поддержку.
При этом важно придерживаться следующих правил проведения наблюдения:
- наблюдаем за каждым ребенком (отдельно или в группе);
- обсуждаем его поведение с родителями;
- уделяем внимание всем детям, а не только тем, кто нуждается в повышенном внимании педагога;
- фиксируем результаты наблюдений;
- предоставляем родителям доступ к документации наблюдений.
Как уже было сказано, основой успеха реализации проекта является налаженное профессиональное взаимодействие педагогов : учителя-логопеда, воспитателя группы, а также музыкального руководителя.
За длительное время работы над проектом мы привыкли к взаимодействию, часто понимаем дуг друга с полуслова, можем свободно выражать сомнения в методах и приемах по речевому развитию в театрализованной деятельности, а, следовательно, искать новые методы и приёмы, привносить что-то новое. Для этого у нас создана благоприятная атмосфера, основанная на уважении другой профессии. Мы считаем лучшим вариантом взаимодействия тот, когда педагоги могут положиться на компетентность друг друга. Кроме того, мы осознаём, что разделяя ответственность, перераспределяя обязанности, взятые на себя, мы таким образом уменьшаем нагрузку на каждого в отдельности. Результаты нашей деятельности доказывают целесообразность распределения своих педагогических задач образовательной работы с детьми. Совместно разработанный план взаимодействия разделяет функции каждого педагога и показывает точки пересечения.
Благодаря специфике деятельности каждого из педагогов, нами определяются перспективы развития данного направления.
Основными направлениями работы воспитателя являются :
- обогащение, активизация и актуализация словаря по теме спектакля, знакомство с книжной культурой;
- работа над физическими характеристиками героев (пластичность, походка, общая координация, которые закрепляются в подвижных играх;
- работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев);
- подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков;
- ритмические упражнения с переключением внимания («как только зазвучит
эта музыка, вы превращаетесь в …»);
- развитие интонационной выразительности;
- создание предметно-развивающей среды по данному направлению;
- прослушивание с детьми мелодий;
- работа по созданию пространственно-развивающей среды (ПРС) в данном
направлении;
- работа с родителями: анкетирование, беседы о значимости театрализованной деятельности, организация выходов в театр.
Одновременно с этим, основными направлениями логопедической работы в театрализовано-игровой деятельности являются:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- развитие интонационной выразительности;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности, развитие мимики,
пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Мы считаем необходимым, чтобы работа логопеда и воспитателя была не просто связана, а служила дополнением друг друга. Также инициативы и предложения музыкального руководителя могут оказаться полезными для эффективного сотрудничества.
Иногда процесс протекает не так, как запланировано, это может быть сопряжено с определенной фазой в обучении и психическом развитии детей, о чем знают учитель-логопед и воспитатель. В соответствии с этим, перспективное планирование по речевому развитию является примерным, в него могут вноситься изменения в соответствии со сложившейся образовательной ситуацией, интересами и образовательными запросами детей или родителей, творческими идеями педагогов.
Таким образом, учитель-логопед, решая задачи коррекции речевого развития через театрально-игровые ситуации в непосредственно образовательной деятельности, воспитатель, отвечая за театрализованную деятельность и активизацию речевого развития в группе через организацию самостоятельной деятельности детей, объединяют свои усилия во время инсценировок и постановок спектаклей и решают единые задачи.
В процессе подготовки спектакля осуществляется:
обогащение словаря;
совершенствование слоговой структуры слов;
работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь;
совершенствование связных высказываний;
развитие просодической стороны речи;
формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа.
Так как овладение речью не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой и взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены.
Таким образом, на детей не возлагается дополнительная образовательная нагрузка. Театрализованная деятельность может использоваться воспитателем, учителем-логопедом как часть занятия, которое включено в расписание, в форме кружковой работы, самостоятельной деятельности детей, проектов.
Способы организации, театрализованной деятельности детей могут быть фронтальными, групповыми, индивидуальными. Индивидуальные занятия проводятся по мере необходимости с учетом индивидуального темпа развития ребенка.
Совместная работа педагогов предусматривает: гибкое планирование, выбор репертуара, форм образовательной работы.
Обеспечивая активизацию общения, мы сообща решаем задачи коммуникативного развития детей и пробуждения собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности.
При активизации общения обучение в основном совершается с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это значит, что педагог в игровой ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы. Одним из таких приёмов является «Театр в чемоданчике», который является универсальным педагогическим инструментом, позволяющим инсценировать любой сюжет. В этом случае чемодан – это не хранилище реквизитов, а
сцена, которую можно легко перенести в любое место и разместить где угодно. Чемодан должен быть средних размеров (не очень большой, чтобы дети могли его использовать без помощи педагога, он должен быть жестким, иметь простую форму.
Внутри его можно покрасить или обклеить плотной тканью (как фланелеграф) темно-синего, черного или темно-зеленого цвета. Нижняя часть чемодана (углубление) закрывается фанерным листом, чтобы на него можно было ставить фигурки.
Игровые ситуации позволяют успешно решать традиционные задачи развития речи. Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, мы подбираем «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.
При организации театрализованной деятельности мы придерживаемся трехступенчатой модели:
1) Первая ступень – инициирование и сбор игровых идей. На этой ступени воспитатель поощряет придумывание игр на воображение в свободной деятельности, а логопед предлагает различные варианты упражнений на занятии. При этом нужно внимательно следить за деталями, которые дети вносят в игру, чтобы подхватить их и развивать дальше.
2) Вторая ступень – структурирование игровых идей. Из собранных идей составляем комплексы игр и упражнений, дополняем детские находки и фантазии собственными методическими разработками и предлагаем детям результат в виде сценария, который корректируется вместе с детьми еще на нескольких (не более 3-х) занятиях. В отличие от 1 ступени, на этом этапе мы стремимся не к свободному развитию фантазии, а к возникновению совместной положительной групповой динамики, внутри которой все участники уверенно выполняют отдельные действия. На этой ступени мы настаиваем на выполнении совместных действий и диалогов.
3) Последняя третья ступень – введение новых сюжетов. На этом этапе определяются лидеры группы и те, кто держится в стороне. Группа усвоила правила и использует их для постановки спектаклей и инсценировок. В этот период мы внимательно наблюдаем за настроением детей, их предложениями, оцениваем, какие обогатят игру, а какие могут затормозить.
После этапа внедрения следует показательный этап, когда проводятся показательные выступления (показ подготовленных сюжетов, спектаклей сотрудникам дошкольного отделения и детям младшего и старшего возраста).
В итоге игрового общения в театрализованной деятельности ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения
Необходимо отметить, что для этого вида работы педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать. Смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия – эмоциональное отношение ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.