Ляйсан Усманова
Взаимодействие с родителями (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В законе "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. Детский сад сегодня находиться в режиме развития, а не функционирования, представляя собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Одна из главных задач стандарта направлена на:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П. 1.6. 9
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Исходя из цели работы педагогического коллектива нашего детского сада, была сформулирована цель работы с родителями второй младшей группы «Капелька» :
- создание условий для формирования партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников и обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада;
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ДО.
2. Профессиональная помощь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
3. Установление партнёрских отношений между сотрудниками ДОУ и родителями дошкольников.
В своей работе мы руководствуемся принципами партнё рства ДОУ и семьи:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов и специалистов с родителями.
2. Индивидуальный подход к каждой семье (важно чувствовать ситуацию, настроение родителей.)
3. Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искреннее желание помочь.)
4. Динамичность (ориентация на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей.)
5. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок.)
Партнёрские отношения предлагают равноправие участников образовательного процесса, родители имеют право не только знать о том, как ребёнок проводит день в детском саду, но и активно участвовать и принимать различные решения совместно с педагогами, специалистами и администрацией ДОУ.
Педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей.
В детском саду работа с родителями организована по четырем формам:
1. Информационно – аналитические формы: анкетирование, тестирование, почта доверия, вопросы-ответы).
2. Досуговые формы: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, выставки, творческие конкурсы, экскурсии, выпуск семейных газет).
3. Познавательные формы: родительские собрания, консультации, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, родительские гостиные, круглые столы, квн, совместное создание развивающей среды.
4. Наглядно – информационные формы: стенды, буклеты, памятки, альбомы, папки-передвижки, фотовыставки, дни открытых дверей, интернет сайт.
С помощью новых форм сотрудничества, удаётся разнообразить жизнь детей в ДОУ, а также способствовать раскрытию творческого потенциала семей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей :
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
учет индивидуальности каждого обучающегося;
самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;
Поэтому мы решили отказаться от обычных собраний с родителями, и теперь проводим различные новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
В группе у нас проходят Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, помощь в создании развивающей предметно – пространственной среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
Создание семейных страничек по различным темам.
Например: «Мой выходной день».
Это красочно оформленные родителями листы, где они в интересной форме повествуют о своих традициях, формах семейного отдыха, чем занимаются в выходной день.
Тема моего самообразования «Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста». Каждая тематическая неделя в группе проходит в рамках реализации краткосрочного проекта, который иногда является подпунктом более большого проекта. Метод проектов позволяет нам решать множество обучающих, развивающих и воспитательных задач в процессе взаимодействия с детьми и родителями.
В реализации проектов родители принимают активное участие: изготовление атрибутов для игр, наглядных пособий и т. д.
В настоящее время планируется включить в план реализацию индивидуальных проектов с детьми и родителями («Мои любимые игрушки»,«Мини автопарк»).
Именно проектная деятельность дает большую возможность привлечь родителей в образовательный процесс, оказывает положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника, а именно расширяются знания детей об окружающем мире; развиваются познавательные, коммуникативные способности детей и развиваются детско-родительские отношения. Метод проектов позволяет достигнуть высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной, самостоятельной деятельности.
Новые формы и методы работы ДОУ с семьей :
- "Круглый стол" по любой теме;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- тематические выставки;
- семейные спортивные встречи;
- почта и телефон доверия;
- конкурсы семейных талантов;
- семейные проекты "Наша родословная";
- открытые занятия для просмотров родителей;
- контрольные работы для родителей;
- аукцион секретов воспитания;
- родительская гостиная;
- портфолио семейного успеха.
Важные моменты:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро
пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной
бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей : конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.
Родители внимательно относятся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя.
Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Нужно хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса их детей, участниками встреч и помощниками воспитателя, создания атмосфера взаимоуважения.