Маленькая Ольга Ивановна
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ с ВОСПИТАТЕЛЯМИ
в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостном образовательном процессе детского сада.
Почему это важно:
1. Процесс взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя носит стихийный, нерегламентированный характер.
Темочки:
2. Воспитатели не владеют специальными исполнительскими умениями; практически не знакомы со спецификой детского музыкального репертуара; плохо ориентируются в мире музыкального искусства. 3. Использование музыки в быту детского сада и во время НОД – большая редкость.
Условия успешного взаимодействия :
— Совместное планирование работы.
— Единство требований, предъявляемых детям.
Участие воспитателя в первой части НОД :
— Разучивание новых движений (роль воспитателя велика)
— Участие в показе всех видов упражнений
— Делает соответствующие указания детям
— Предлагает точные, чёткие, красивые образцы движений во всех видах упражнений (за исключением образных упражнений, в которых даёт примерные образцы)
Участие воспитателя во второй части НОД — РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ:
- 1-й этап разучивания песни: поёт с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию (ни в коем случае не учит с детьми слова песни без музыки)
- 2-й этап разучивания: поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя мимику и пантомимику
- 3-й этап разучивания: не поёт с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (кроме детей младших групп) при совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах» (на 4-5 НОД)
Участие воспитателя во второй части НОД — СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ :
- (воспитатель в основном пассивен) оказывает содействие музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
- личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыку.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ :
- даёт эталоны движений (кроме упражнений на развитие творческой активности)
- участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям
- берёт одну из ролей в сюжетной игре
- принимает участие в танцах, плясках, хороводах
- в плясках-импровизациях (старшие группы) не участвует
- корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
ИГРА НА Д. М. И. (на начальном этапе ритм выступает как фундаментальная основа, поэтому используем шумовые инструменты во всём богатстве и многообразии)
Участие воспитателя во второй части НОД :
- принимает непосредственное участие в игре на ДМИ (младшие группы) - контролирует ход игры на ДМИ (смотрит, чтобы дети согласовывали свои движения с движениями товарищей, не опережали и не отставали, своевременно начинали и заканчивали игру).
Участие воспитателя в третьей части НОД (активно не участвует, кроме младших групп).
ЗАДАЧИ музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем :
1. Оказание помощи в процессе проведения музыкальных НОД : петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.
2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.
4. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.
Роль воспитателя на празднике :
1. Непосредственно участвует в разработке сценария, готовят поэтический материал.
2. Оказывает помощь музыкальному руководителю в изготовлении атрибутов, костюмов.
3. Украшает групповую комнату вместе с музыкальным руководителем.
4. Разучивает с детьми роли, стихи, контролируя правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
5. Обеспечивает перед утренником праздничную атмосферу: нарядно одет, в подходящей обуви; встречает детей в приподнятом настроении.
6. Движения танцев, хороводов выполняет вместе с детьми.
7. Поёт песни вместе с детьми (в младших группах, в речевых группах)
8. Ведущий воспитатель произносит текст эмоционально, громко, внятно.
9. При перестроении детей, руками их не трогает.
10. После утренника убирает на место все атрибуты.
Роль воспитателя в режиме дня :
1. Разучивает движения с отстающими детьми, напевая мелодию.
2. Обучает игре на музыкальных инструментах (в форме советов, подсказок).
3. Привлекает детей к творческим играм
4. Углубляет музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
5. Включает знакомые детям движения, песни, хороводы, музыкальные игры, пьесы на других НОД.
6. Развивает у воспитанников чувство ритма, мелодический слух в процессе проведения дидактических игр.
7. Организовывает трудовую деятельность детей по обогащению музыкальной среды.
Музыкальная среда
Для более успешного решения задач музыкального воспитания и развития детей необходимо позаботиться о создании в групповой комнате музыкально-развивающей среды, которая должна обновляться 1 – 2 раза в месяц.
Создание музыкальной среды в групповой комнате:
1. Технические средства (магнитофон, музыкальный центр и пр.).
2. Портреты известных композиторов, книги музыкального характера (хорошо иллюстрированные, соответствующие возрасту детей).
3. Картинки с изображением героев детских песенок, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок, специально созданные альбомы, посвящённые песням из детских мульт - и художественных фильмов (название фильма, текст, иллюстрация).
4. Шумовые, ударные, свистящие инструменты (деревянные палочки, ложки, маракасы, треугольники, дудочки и др.)