Зульфия Мешкова
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Если говорить вам сложно –
Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосыл-кой в решении коррекционных задач является создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.
Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду» размещена в разделах
Дети, страдающие нарушениями речи, имеют следующие особенности развития:
- нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- психомоторное развитие отстает от возрастной нормы (дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы);
- нарушение артикуляционной моторики (ограниченность, неточность или слабость движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти). Это приводит к дефектному произношению, об-щей невнятности и смазанности речи.
- нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в не-достаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с ОНР нару-шены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в дея-тельность, недостаточная заинтересованность);
- недостаточное личностное развитие ребенка (самосознание, само-оценка, взаимоотношения с окружающими людьми, мотивация, волевые процессы).
- слабо развито дыхание: недостаточный вдох и выдох, выдыхаемый воздух распределяется неравномерно. Зачастую дети дышат прерывисто от-того, что они не умеют управлять своим дыханием.
Успешное преодоление ОНР у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специали-стов ДОО на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными дейст-виями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефекта-ми речи, положительную роль играют совместные занятия проводимые лого-педом и музыкальным руководителем, являющие собой систему, включаю-щую движение, музыку и речь. В данном случае кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии как неречевых так и рече-вых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
В ходе проведения таких занятий развитие речи происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает ребенку осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, активизируют их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, по-могают адаптироваться к условиям внешней среды.
Интегрированные коррекционные музыкально-логопедические занятия, устраняют нарушенные речевые функции ребенка и развивают его функцио-нальные системы: голосовую функцию, артикуляционный аппарат, дыхание, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляет-ся по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
При осуществлении своей работы логопед и музыкальный руководи-тель должны учитывать :
• структуру речевого нарушения;
• индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне кол-лективной деятельности;
• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на ло-гопедических занятиях;
• всесторонне развивать личность каждого дошкольника.
Музыкальный руководитель и логопед должны предъявлять единые требования при проведении совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные ди-намические стереотипы.
3. Принцип всестороннего воздействия
4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и вне-дряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и му-зыкальных заданий.
Задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда
при проведении коррекционно-образовательной работы :
Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
- Укреплять костно-мышечный аппарат.
- Развивать дыхание.
- Развивать координацию движений и моторные функции.
- Формировать правиль-ную осанку. - Обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;
- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музы-ке, движениях ритмическую вырази-тельность.
- Формировать способность воспри-ятия музыкальных образов.
- Совершенствовать личностные ка-чества, чувство коллективизма. - Развивать речевое ды-хание.
- Развивать артикуля-ционный аппарат.
- Формировать просо-дические компоненты речи.
- Развивать фонемати-ческое восприятие.
- Развивать грамматиче-ский строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед :
• постановка диафрагмально-речевого дыхания;
• укрепление мышечного аппарата речевых органов средст-вами логопедического массажа;
• формирование артикуляторной базы для исправления не-правильно произносимых звуков;
• коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и диффе-ренциация;
• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
• обучение умению связно выражать свои мысли;
• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
• развитие психологической базы речи;
• совершенствование мелкой моторики;
• развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;
•
• логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель :
Развитие и формирование:
• слухового внимания и слуховой памяти;
• оптико-пространственных представлений;
• зрительной ориентировки на собеседника;
• координации движений;
• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
• правильного речевого и певческого дыхания, изменение си-лы и высоты голоса в зависимости от контекста;
• темпа и ритма дыхания и речи;
• орального праксиса;
• просодики;
• фонематического слуха.
• обогащение музыкальных впечатлений детей при знаком-стве с разнообразными музыкальными произведениями;
• развитие навыков в области слушания музыки, пения, му-зыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных ин-струментах.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом.
• План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда на учебный год.
• Журнал взаимодействия.
• Совместный подбор методической литературы, пособий и репер-туара.
• Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематиче-ских развлечений, праздников, открытых занятий в ДОО.
• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.
• Выступление музыкального руководителя на педагогических со-ветах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики речевых нарушений у воспитанников.
• Использование на музыкальных занятиях : логопедических распе-вок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчи-ковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, не-былиц, считалок, скороговорок, музыкально-дидактических игр со сло-вом, потешек, частушек, загадок, стихов, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические
задачи Логопед Музыкальный
руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры. Игра на детских музы-кальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определен-ных мимических поз.
Связь мимики с интонацией Развитие выразительно-сти в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музы-кальных духовых инст-рументов. Распевки. Уп-ражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на раз-витие гибкости мягкого неба Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характер-ных ролей.
Развитие фонема-тического слуха Чтение стихотворений с выделением фо-нем. Различение фонем, близких по спосо-бу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формиро-вание контроля за речью через акустиче-ский контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуаль-ное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуля-ции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение пе-сен. Пение песен со зву-коподражанием
Развитие граммати-ческого строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма Разучивание текстов пе-сен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря му-зыкальной терминало-гоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалоги-ческой речи Формирование навыков составления диа-лога Драматизация.
Кукольный театр и кук-лы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие моноло-гической речи Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологи-ческой речью. Разучивание текстов пе-сен
Развитие коммуни-кативных навыков Психологические этюды и коммуникатив-ные игры Участие детей в музы-кальных представлениях.
Список литературы:
1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопро-вождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых на-выков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
3. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.
5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
6. Дурова Н. В. Фонематика – М., 2002.
7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и лого-педическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
8. Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
9. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
10. Лукина Л. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
11. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
12. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
13. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
14. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
15. Рычкова Н. А Логопедическая ритмика – М., 2000.
16. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
17. Гудимов В. П., Лусинян А. А., Ананьева О. П. Поющая азбука – М., 1998.
18. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.
Методическая копилка
Речедвигательные игры.
1. «Листья».
«Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на носочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят». (Поднимаются, кружатся)
2. «Снегири». Н. Нищева
«Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам.)
В красных майках снегири. (4 наклона головы в стороны.)
Распушили перышки, (На первое слово каждой строки –
Греются на солнышке. частое потряхивание руками. На
второе – один хлопок по бокам.)
Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.)
- Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по залу,
За метелью! За метелью!» взмахивая руками как крыльями.)
3. «Маме надо отдыхать».
Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку – движения на носках; на громкую – движения на пятках. Игра сопровождается пением:
«Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу».
Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «ма-мочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздается пяток стук.
Мои пяточки идут,
Прямо к мамочке ведут» -
Выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами.
С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.
4. «Клен». С. Коган
«За окном сосулька тает, (Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка
на носочках, руки на поясе.)
Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх, наклоны туловища в
стороны.)
Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены
Клен тугие кулачки. вниз; медленно разжимают кулачки.)
Прислонился он к окошку. (4 прыжка.)
И, едва растает снег, (Наклоны.)
Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу,
Клен протянет раньше всех». протягивают друг другу правые руки
- рукопожатие.)
5. «На лужайке». А. Прокофьев
«На зеленой на лужайке (Дети стоят лицом в круг, изображают
Заиграла балалайка. игру на балалайке.)
Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке.)
Дудочке-погудочке.
В сарафане красненьком (Пляшут.)
Заплясала Настенька».
6. «Дождик».
К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! - (Дети стоят лицом в круг, ритмичные
Он пускает пузыри. Приседания.)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивание кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивание
кистями.)
Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивание
Сушит перышки скорей. скорей.)
7. «Медведь». И. Токмакова
Как на горке – снег, снег, (Дети стоят кружком, в центре которого
«спит медведь»; руки постепенно
поднимаются вверх.)
И под горкой - снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
И на елке – снег, снег, (Опять встают, поднимают руки.)
И под елкой – снег, снег. (Приседают, опускают руки.)
А под снегом спит медведь. (Идут на носочках по кругу. На последние
Тише, тише… Не шуметь! слова медведь просыпается и ловит детей.)
8. «С Ноым годом». Е. Трутнева
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз! (Дети стоят лицом в круг, клаеяются.)
Он из леса мимоходом (Идут по кругу, изображают, как несут
Елку нам уже принес. елку на плече.)
На верхушке выше веток (Стоят лицом в круг. Поднимают руки.)
Загорелась, как всегда, (Опускают руки.)
Самым ярким, жарким светом (Снова поднимают руки.)
Пятикрылая звезда. (Опускают руки.)
9. «Аты-баты, шли солдаты»,
Аты-баты, (Дети маршируют.)
Шли солдаты. (Прикладывают правую руку к голове
- отдают честь.)
Аты-быты, (Маршируют.)
На базар, (Левой рукой указывают в сторону базара.)
Аты-баты, (Маршируют.)
Что купили? (Разводят руки в стороны – «ручками
спросить».)
Аты-баты, (Маршируют.)
Самовар. (Расставляют ноги, слегка приседают, руки
упирают в бедра, локти в стороны –
«самовар».)
Аты-баты, (Маршируют.)
Сколько стоит? (Правую руку ставят на пояс, левую
выставляют вперед – вопрос.)
Аты-баты, (Маршируют.)
Сто рублей. (Поднимают руки, пальцы растопыривают
-много денег».)
Аты-баты, (Маршируют.)
Заходите, (Слегка повернувшись назад, выставляют
руки перед собой – пригласительный жест.)
Выпьем чаю (Раскрытую ладонь левой руки держат перед
собой – «блюдце».)
Поскорей! (Соединяют большой и указательный пальцы
правой руки – над «блюдцем» держат
«чашечку».)
10. «Баба сеяла горох» - канон.
Дети стоят по кругу. На слова потешки:
«Эх, ох, эх, ох,
Баба сеяла горох,
Прыг, скок, прыг, скок,
Обвалился потолок» -
поочередно выполняют прыжки и «пружинку» все вместе. Затем дети про-говаривают слова и выполняют движения по очереди друг за другом по кру-гу.
Например: первый прыгает, второй выполняет «пружинку», третий прыгает, четвертый выполняет «пружинку» и т. д.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
1. «Грабли». В. В. Цвынтарный
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.)
2. «Снежок». Н. Нищева
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг; сжимают ладони очень гладкий вместе; поглаживают ладони.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим. (Взгляд вверх, подбрасывают «снежок».)
Два – поймаем. (Поймать воображаемый снежок.)
Три – уроним (Уронить «снежок» взгляд вниз.)
И … сломаем. (Топнуть.)
3. «Бабушка». В. В. Цвынтарный
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)
4. «Скворечник». В. В. Цвынтарный
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как ло-дочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.)
5. «Дерево». В. В. Цвынтарный
У дерева ствол,
на стволе много веток,
А листья на ветках
зеленого цвета.
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в сторо-ны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.).
6. «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная
Листья рябины, с большого.)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Ритмичные хлопки в ладоши.)
7. «На елке». В. Волина
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали и резвились. (Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз («Шагают» средним и указательным
Нам подарки преподнес. пальцами правой руки по левой ладошке.)
Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)
В них же – вкусные предметы: (Ритмичные хлопки.)
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,
Орешки рядом с ними, начиная с большого.)
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
8. «Колокольчик». В. В. Цвынтарный
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы переплетены, как корзиноч-ка, а средний палец правой руки опущен вниз).