Ольга Кузнецова
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – наиболее оптимальный период для приобщения ребенка к миру музыки. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка является источником особой детской радости. Жизнь ребёнка становится красочнее и полнее, если в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных способностей и интересов.
Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУ» размещена в разделах
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, внимания, памяти, коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Успехи в музыкальном развитии дошколят тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя. От того, насколько грамотно выстроено взаимодействие между обоими педагогами, зависит, смогут ли музыкальные занятия благотворно влиять на детей, создавать здоровую, дружественную атмосферу.
Осуществление процесса музыкального развития требует от педагогов большой совместной активности. Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности.
Например, если речь идет о музыкально-ритмических движениях, то музыкальный руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте. Воспитатель в это время двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку их движениям, корректирует их, помогает.
Во время прослушивания музыкальных произведений муз. руководитель проводит беседу, играет на инструменте. Воспитатель слушает музыку вместе с детьми, наблюдает за тем, насколько внимательно они это делают, следит за осанкой детей.
Большинство детей любят петь. Очень важно научить их делать это правильно. Муз. руководитель играет на инструменте и исполняет произведение, подсказывает детям слова песни. Воспитатель поет вместе с детьми, следит, все ли активно поют, правильно ли передают мелодию, выговаривают слова.
Большая роль в развитии музыкального воспитания отводится танцам. Дети их как правило обожают. Помимо музыкального развития танцы дают дополнительную физическую активность. Во время исполнения танцевальной музыки муз. руководитель показывает детям движения танца, работает над тем, чтобы они делали их правильно. Воспитатель танцует вместе с детьми и так же, как муз. руководитель, работает над движениями.
Хорошую возможность раскрыть творческий потенциал ребенка дает театрализованная деятельность в детском саду. Благодаря этому дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, создавать свой художественный образ персонажа, развивают воображение, ассоциативное мышление.
Театрализованная деятельность - наиболее доступный и интересный для детей способ выражения впечатлений, знаний и эмоций. Она развивает музыкальную культуру дошкольника, так как при репетиции представлений ребенок учится петь, танцевать. У него развивается слух и чувство ритма, а также чувство ответственности в коллективе за общее дело. В театрализованной деятельности дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Все это положительно отражается на развитии музыкальной культуры.
Например, две наши инсценировки сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка» с музыкальным сопровождением были очень хорошего приняты всеми детьми. Каждый из них нашел для себя ту роль, которая ему оказалась по душе. Для кого-то это был танец, для кого-то – песня, для кого-то – театральный образ. В такой постановке, где участвуют все дети группы, прекрасно выявляются музыкальные предпочтения каждого ребенка.
При этом застенчивые дети становятся раскрепощенными, активными, подвижными, учатся работать в коллективе. С помощью инсценировки развивается познавательная активность детей, улучшаются коммуникативные взаимоотношения. Сказка позволяет давать детям нравственные уроки сострадания, сочувствия, любви ко всему живому с раннего возраста. русская народная сказка прекрасно развивает образность мышления, так как богата яркими образами и ритмической напевностью.
Хорошим подспорьем в работе воспитателя становится также подборка игр и хороводов, которые основываются на хорошо знакомых мелодиях, которые сопровождаются простыми танцевальными движениями. Их выбор зависит от возраста детей.
Всегда интересны детям пальчиковые игры и упражнения. Специальная подборка таких игр, предложенная воспитателям, помогает в решении не только музыкальных, но и множества других задач. Например, перед тем, как подготовить детей к пению, можно предложить им поиграть, используя для разучивания куплетов пальчиковые игры. Детям нравится обыгрывать короткие песенки, разыгрывая небольшие действия. Такие игры вызывают радостные эмоции, развивают память, речь, способствует проявлению творческой инициативы.
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает пользой для ребенка. Включение пальчиковых игр в процесс воспитания музыкой стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность. Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки.
Воспитатель в ДОУ должен принимать активное участие во всех формах организации музыкальной деятельности : быть активным на музыкальных занятиях, проводить хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, использовать музыкальные произведения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по желанию могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку. Таким образом музыка входит в повседневный быт ребенка, а музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Совместная задача воспитателя и музыкального руководителя – создать среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности в зависимости от его интересов. Воспитателю при этом необходимо развивать у детей самостоятельность и инициативу, музыкальные умения и навыки в процессе проведения дидактических игр. Привлекать детей к творческим играм. Использовать музыкальные способности и навыки в других видах деятельности.
Музыкальный руководитель совместно с педагогами детского сада развивают музыкальные способности детей при помощи индивидуальных и коллективных занятий, устраивая вечера развлечений, праздники, концерты. Благодаря тесному контакту всех педагогов у детей развиваются музыкальный слух, певческие способности.
Большинство родителей хотят, чтобы их дети участвовали в различных музыкальных мероприятиях. Музыкальный руководитель должен находиться в контакте с родителями, вовлекая их в процесс музыкального воспитания ребенка.
Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.