Наталья Щербинина
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными и разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Поэтому, наряду с использованием в работе с родителями традиционных форм взаимодействия (консультации, игровые сеансы и т. п.) возникла идея разработки интегрированных детско – родительских мероприятий совместно с логопедом, психологом, социальным педагогом, воспитателями в тандеме с родителями (законными представителями, обуславливающие повышение уровня компетентности родителей и овладение ими интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Стимулирование речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог и воспитатели, которые в процессе деятельности оказывают консультативную помощь родителям, направляют родителей на позитивное детско-родительское сотрудничество, стимулирование психических процессов, улучшение развитие эмоциональной и коммуникативной сфер.
В результате организации данных мероприятий вокруг детей совместными действиями учителя-логопеда, воспитателей группы,педагога – психолога, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора по физ. культуре создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда:
Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, развитию связной речи.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты.
Педагог-психолог развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивный праксис; способствует оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкально-терапевтических произведений. Совершенствует общую и мелкую моторики, выразительность мимики, пластику движений. Занимается постановкой дыхания, голоса. Развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Способствует нормализации мышечного тонуса, развитию координации движений. Развивает физиологическое и речевое дыхание, чувство ритма, пространственные представления.
Инструктор по ФК. Способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, нормализации мышечного тонуса, развитию временных и пространственных представлений, чувства ритма, мелкой моторики руки, формированию положительных, личностных качеств в поведении ребё нка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.
Социальный педагог изучает условия жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата в семье, что немало важно для осуществления коррекционной работы с ребенком.
При совместной работе данные специалисты имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих различные нарушения. Одним из методов работы при организации интегрированных детско-родительских мероприятий является детско – родительская игра. Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и которую понимают дети разных возрастов. Самое главное, что ждет ребенок – умение слышать, видеть и чувствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, которые иногда трудно выразить словами. А с помощью игровых упражнений это сделать легко. Игровые занятия способствуют развитию у участников эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, повышению самооценки на фоне положительно окрашенного эмоционального контакта, гармонизации и укреплении демократичных отношений между родителями и детьми.
Работа с родителями детей с ТНР :
-групповые и индивидуальные консультации, лекции;
-беседы;
-семинары;
-родительские собрания;
-тренинги (проводит педагог-психолог).
Консультативно-рекомендательная работа. В ходе первичного приема обращается внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др., учитывается также состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы, как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, совместного составления плана дальнейших действий и т. д.
Положительным результатом таких консультаций считаем ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.
Лекционно-просветительская работа – проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.
К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний.
Их тематика разнообразна. Например:
– познание себя как родителя;
– конфликты с детьми и их преодоление;
– анализ различных подходов в воспитании детей;
– наказания и поощрения – за и против;
– как подготовить ребёнка к школе и т. п.
Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Родители, которые по тем или иным причинам не смогли прийти на консультацию, имеют возможность в письменной форме задать вопрос и проконсультироваться лично. Рубрики обновляются ежемесячно.
Практические занятия для родителей. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным.
Организация «круглых столов», родительских конференций. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.
Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:
– демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;
– конспектирование родителями занятий;
– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
– самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной для решения конкретного вопроса.
Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются дети и их родители. Организуются подобные занятия лишь после того, как удаётся сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях.
Родители, воспитывающие детей данной категории, часто испытывают затруднения со своим ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей порою не знают способов выхода или предупреждения данной конфликтной ситуации. Именно поэтому стало необходимым проведение подгрупповых занятий. Целью подобных занятий является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой
Педагоги, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении,
используют следующие формы работы:
–деловые, ролевые и имитационные игры;
–разбор конкретных ситуаций;
–групповые дискуссии;
–логопедические занятия;
–коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально
-психологические тренинги;
–артикуляционная гимнастика;
–анализ решений проблем;
–педагогическая мастерская.
Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства, как учебно-методические пособия, разработанные совместно с родителями; методические рекомендации, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, материалы из сети Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, проводятся дни «открытых дверей», родительские встречи.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Педагогам группы чрезвычайно важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданию логопеда, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.