Приложение МААМ

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении

Ольга Шестакова Тарасова
Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме "Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении".

В настоящее время одной из актуальных идей дошкольной педагогики остается внедрение в практику работы образовательного учреждения сопровождения ребенка с отклонениями в развитии, воспитании, здоровье. Традиционно эта проблема рассматривается в психологическом, педагогическом, медицинском или социальном аспекте. При этом объектом сопровождения, как правило, называется ребенок, который уже имеет те или иные проблемы социально-педагогического характера, обусловленные особенностями психического развития или нарушением здоровья. Безусловно, сохранение и укрепление здоровья детей принадлежат к ведущим задачам общества, в том числе к тем, которые решаются в системе образования. Но медицинское сопровождение не может полностью соответствовать образовательным потребностям современного общества. Это касается и сопровождения, представленного лишь психологическим компонентом, так как базовыми процессами образования являются обучение и воспитание, а не только развитие. Педагоги (учителя, воспитатели) являются стержневыми фигурами, но не следует забывать и о других субъектах образовательного процесса, взаимодействующих с детьми: учителях-логопедах, учителях-дефектологах, педагогах-психологах, музыкальных руководителях и родителях детей. Поэтому ключевой идеей работы нашего дошкольного учреждения является медико-психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает целую систему профессиональной деятельности всех работающих с детьми.

Публикация «Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Цель службы сопровождения:

Обеспечение медико-социального психолого-педагогического (комплексного) сопровождения детей, исходя из возможностей ДОУ и в соответствии с состоянием здоровья, специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Задачи службы сопровождения:

Помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностно-ориентированного и воспитательно-образовательного пространства ДОУ, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательного пространства – детей, родителей, педагогов и специалистов;

Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи;

Оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения и родителям в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

Психологический анализ социальной ситуации развития единого образовательного пространства ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;

Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном росте;

Обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставлении научно-методических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов;

Содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

Деятельность СМППС детей обеспечивается непосредственным руководством заведующего ДОУ. В состав службы входят медработник, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. Служба работает в тесном контакте со всем педагогическим коллективом, администрацией детского сада и родителями воспитанников. В заседаниях совета участвуют педагоги, представители администрации, родители. Коллегиальным решением на основе комплексного изучения ребенка оформляется заключение об его физическом, психическом, личностном развитии и состоянии здоровья, составляются практические рекомендации с позиции личностного – ориентированного подхода во всех направлениях педагогического взаимодействия. На заседаниях СМППС обсуждаются результаты диагностической, развивающей и коррекционной работы: даются рекомендации по оптимизации педагогических условий, санитарно-гигиеническому режиму и созданию психологического комфорта в ДОУ. Специалисты знакомят педагогов с материалами наблюдений в пределах профессиональной компетентности, а родители информируются о характере методов воспитания, обучения и оздоровления детей индивидуально.

Заседания проводятся 1 раз в квартал.

Служба медико-психолого-педагогического сопровождения детей определяет организационно-методическую основу деятельности психолого-педагогической службы в общей структуре ДОУ и в нашем учреждении ее работу можно представить в следующем виде:

Учитель-дефектолог.

Виды работы: Диагностика развития детей. Специальная помощь в обучении.

Составление планов индивидуальной работы. Организация и реализация коррекционно-развивающей работы. Подготовка ПМПК. Подготовка, организация и проведение СМППС. Консультации, практикумы и семинары для воспитателей и родителей.

Содержание работы:

Речевая зарядка. Фонематическая ритмика. Организация подгрупповых и индивидуальных занятий по коррекции и развитию речи, сенсорному развитию и развитию психических процессов. Консультирование педагогов и родителей.

Педагог-психолог.

Виды работы: Психологическая диагностика. Помощь в составлении индивидуальных программ развития. Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа. Подготовка ПМПК. Подготовка, организация и проведение СМППС. Консультации, практикумы и семинары для воспитателей и родителей.

Содержание работы:

Диагностика, тренинги адаптивного поведения, эмоционального развития. Развитие психических процессов. Занятия индивидуальные и подгрупповые.

Консультирование педагогов и родителей.

Воспитатель

Виды работы: Педагогическая диагностика. Взаимодействие со специалистами. Подготовка к ПМПК. Участие в СМППС.

Реализация планов воспитательно-образовательной работы с детьми, индивидуальной работы с детьми.

Содержание работы:

Ознакомление с окружающим миром, Обучение игре. Проведение занятий по изодеятельности. Развитие всех форм деятельности ребенка. Работа по заданию узких специалистов. Развитие психических процессов. Консультирование педагогов и родителей.

Врач, старшая медсестра ДОУ.

Виды работы: Медицинский контроль. Реализация оздоровительной программы «Неболейка». Нетрадиционные формы профилактики и оздоровления. Взаимодействие со специалистами. Подготовка СМППС.

Содержание работы:

Профилактика простудных заболеваний. Кварцевание групп. План оздоровления для часто болеющих и диспансерных детей, контроль за проведением самомассажа. Консультирование педагогов и родителей.

Музыкальный руководитель

Виды работы: Педагогическая диагностика. Коррекционно-развивающая работа. Выявление и развитие творческих способностей. Консультирование педагогов, родителей. Взаимодействие со специалистами.

Содержание работы: Музыкальные занятия. Вокальная студия «Жаворонушки». Праздники и развлечения, индивидуальная работа.

Консультирование педагогов и родителей.

Инструктор по физической культуре.

Виды работы: Педагогическая диагностика. Коррекция основных видов движений. Работа по укреплению здоровья. Взаимодействие со специалистами. Консультирование педагогов и родителей.

Содержание работы:

Развитие движений, мелкой и моторики. Развитие дыхания, проведение самомассажа. Использование нетрадиционных методов оздоровления. Занятия, спортивные праздники. Секция «Школа мяча», утренняя гимнастика. Консультирование педагогов и родителей.

Итак, полноценное развитие дошкольника служит залогом сохранения и укрепления нервно-психического здоровья. Будет заложена надежная основа для эффективной социализации, успешной адаптации и обучению в школе. Поэтому так важно выявлять возникающие трудности в развитии ребенка, обращать на это внимание родителей и по мере возможности решать эти проблемы уже в дошкольном детстве, иначе говоря «сопровождать дошкольника», проживать сложный «процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» (Е. И. Казакова).

Публикации по теме:

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Психолого-педагогическое сопровождения и поддержка одаренных и талантливых детей ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ Подготовлен: Орешиной Ю. А. Цель: дети знакомятся с величиной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 19:06
+63Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шестакова Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД