Ольга Шестакова Тарасова
Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме "Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении".
В настоящее время одной из актуальных идей дошкольной педагогики остается внедрение в практику работы образовательного учреждения сопровождения ребенка с отклонениями в развитии, воспитании, здоровье. Традиционно эта проблема рассматривается в психологическом, педагогическом, медицинском или социальном аспекте. При этом объектом сопровождения, как правило, называется ребенок, который уже имеет те или иные проблемы социально-педагогического характера, обусловленные особенностями психического развития или нарушением здоровья. Безусловно, сохранение и укрепление здоровья детей принадлежат к ведущим задачам общества, в том числе к тем, которые решаются в системе образования. Но медицинское сопровождение не может полностью соответствовать образовательным потребностям современного общества. Это касается и сопровождения, представленного лишь психологическим компонентом, так как базовыми процессами образования являются обучение и воспитание, а не только развитие. Педагоги (учителя, воспитатели) являются стержневыми фигурами, но не следует забывать и о других субъектах образовательного процесса, взаимодействующих с детьми: учителях-логопедах, учителях-дефектологах, педагогах-психологах, музыкальных руководителях и родителях детей. Поэтому ключевой идеей работы нашего дошкольного учреждения является медико-психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает целую систему профессиональной деятельности всех работающих с детьми.
Публикация «Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Цель службы сопровождения:
Обеспечение медико-социального психолого-педагогического (комплексного) сопровождения детей, исходя из возможностей ДОУ и в соответствии с состоянием здоровья, специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Задачи службы сопровождения:
Помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностно-ориентированного и воспитательно-образовательного пространства ДОУ, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательного пространства – детей, родителей, педагогов и специалистов;
Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи;
Оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения и родителям в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
Психологический анализ социальной ситуации развития единого образовательного пространства ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном росте;
Обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставлении научно-методических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов;
Содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
Деятельность СМППС детей обеспечивается непосредственным руководством заведующего ДОУ. В состав службы входят медработник, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. Служба работает в тесном контакте со всем педагогическим коллективом, администрацией детского сада и родителями воспитанников. В заседаниях совета участвуют педагоги, представители администрации, родители. Коллегиальным решением на основе комплексного изучения ребенка оформляется заключение об его физическом, психическом, личностном развитии и состоянии здоровья, составляются практические рекомендации с позиции личностного – ориентированного подхода во всех направлениях педагогического взаимодействия. На заседаниях СМППС обсуждаются результаты диагностической, развивающей и коррекционной работы: даются рекомендации по оптимизации педагогических условий, санитарно-гигиеническому режиму и созданию психологического комфорта в ДОУ. Специалисты знакомят педагогов с материалами наблюдений в пределах профессиональной компетентности, а родители информируются о характере методов воспитания, обучения и оздоровления детей индивидуально.
Заседания проводятся 1 раз в квартал.
Служба медико-психолого-педагогического сопровождения детей определяет организационно-методическую основу деятельности психолого-педагогической службы в общей структуре ДОУ и в нашем учреждении ее работу можно представить в следующем виде:
Учитель-дефектолог.
Виды работы: Диагностика развития детей. Специальная помощь в обучении.
Составление планов индивидуальной работы. Организация и реализация коррекционно-развивающей работы. Подготовка ПМПК. Подготовка, организация и проведение СМППС. Консультации, практикумы и семинары для воспитателей и родителей.
Содержание работы:
Речевая зарядка. Фонематическая ритмика. Организация подгрупповых и индивидуальных занятий по коррекции и развитию речи, сенсорному развитию и развитию психических процессов. Консультирование педагогов и родителей.
Педагог-психолог.
Виды работы: Психологическая диагностика. Помощь в составлении индивидуальных программ развития. Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа. Подготовка ПМПК. Подготовка, организация и проведение СМППС. Консультации, практикумы и семинары для воспитателей и родителей.
Содержание работы:
Диагностика, тренинги адаптивного поведения, эмоционального развития. Развитие психических процессов. Занятия индивидуальные и подгрупповые.
Консультирование педагогов и родителей.
Воспитатель
Виды работы: Педагогическая диагностика. Взаимодействие со специалистами. Подготовка к ПМПК. Участие в СМППС.
Реализация планов воспитательно-образовательной работы с детьми, индивидуальной работы с детьми.
Содержание работы:
Ознакомление с окружающим миром, Обучение игре. Проведение занятий по изодеятельности. Развитие всех форм деятельности ребенка. Работа по заданию узких специалистов. Развитие психических процессов. Консультирование педагогов и родителей.
Врач, старшая медсестра ДОУ.
Виды работы: Медицинский контроль. Реализация оздоровительной программы «Неболейка». Нетрадиционные формы профилактики и оздоровления. Взаимодействие со специалистами. Подготовка СМППС.
Содержание работы:
Профилактика простудных заболеваний. Кварцевание групп. План оздоровления для часто болеющих и диспансерных детей, контроль за проведением самомассажа. Консультирование педагогов и родителей.
Музыкальный руководитель
Виды работы: Педагогическая диагностика. Коррекционно-развивающая работа. Выявление и развитие творческих способностей. Консультирование педагогов, родителей. Взаимодействие со специалистами.
Содержание работы: Музыкальные занятия. Вокальная студия «Жаворонушки». Праздники и развлечения, индивидуальная работа.
Консультирование педагогов и родителей.
Инструктор по физической культуре.
Виды работы: Педагогическая диагностика. Коррекция основных видов движений. Работа по укреплению здоровья. Взаимодействие со специалистами. Консультирование педагогов и родителей.
Содержание работы:
Развитие движений, мелкой и моторики. Развитие дыхания, проведение самомассажа. Использование нетрадиционных методов оздоровления. Занятия, спортивные праздники. Секция «Школа мяча», утренняя гимнастика. Консультирование педагогов и родителей.
Итак, полноценное развитие дошкольника служит залогом сохранения и укрепления нервно-психического здоровья. Будет заложена надежная основа для эффективной социализации, успешной адаптации и обучению в школе. Поэтому так важно выявлять возникающие трудности в развитии ребенка, обращать на это внимание родителей и по мере возможности решать эти проблемы уже в дошкольном детстве, иначе говоря «сопровождать дошкольника», проживать сложный «процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» (Е. И. Казакова).