Кошелева Ольга
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития психологической культуры педагогов.
Особое внимание во ФГОС ДО уделяется психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы, поэтому большую значимость приобретает организация взаимодействия педагога-психолога с воспитателями и специалистами как условие интеграции и согласованности их действий.
Публикация «Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
В реализации психолого-педагогического сопровождения задействованы все структуры:
• администрация ДОУ;
• педагоги;
• медицинский работник ДОУ;
• специалисты ДОУ.
Деятельность педагога – психолога способствует повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений.
Принципами психолого-педагогического сопровождения являются :
- научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;
- системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
- комплексность – совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения : администрации, воспитателей, специалистов ДОУ;
- превентивность – обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
- технологичность – использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Главная цель организации взаимодействия – максимальное использование потенциала каждого педагога и объединение усилий для получения требуемого результата.
Поэтому мной было намечено решение следующих задач:
– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформацию в положительные;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста, формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию.
Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса разнообразна :
• Психологическая диагностика;
• Консультирование;
• Коррекционно-развивающая деятельность;
• Профилактическая и просветительская деятельность.
Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в ДОУ является анализ образовательной деятельности и профессиональный стандарт педагога.
На мой взгляд, важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, стараюсь формировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов, в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.
Как вы думаете какими качествами должен обладать педагог по ФГОС? (профессиональная направленность, эмпатия, педагогический такт, педагогический оптимизм, культура профессионального общения, педагогическая рефлексия, авторитетность).
Данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей нашего сада, позволили нам сопоставить факторы, выявить ряд личностных качеств, которые нуждаются в коррекционной работе.
Так, спецификой работы педагогов с большим стажем работы является недостаточная мобильность, у кого-то завышенная самооценка, у некоторых имеет место быть авторитарный стиль общения, кто-то подвержен синдрому эмоционального выгорания, у кого-то недостаточный уровень эмпатийности и толерантности.
Педагог дошкольного образования по ФГОС должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.
Мы находимся на завершающей стадии введения ФГОС и в условиях психолого-педагогического сопровождения компетентность воспитателей должна в полном объеме перейти от традиционной модели просвещения к модели развития педагогов в соответствии с ФГОС.
Для решения поставленных задач разработан проект: «Жить здорово!», направленный на профилактику профессионального эмоционального выгорания педагогов, т. е. профилактику физического, эмоционального и умственного истощения. В рамках проекта проведены консультативная, просветительская и профилактическая работа (индивидуальные и групповые консультации, психолого-педагогические консилиумы, дискуссии, оформление стендовой информации, а также развивающая и коррекционная работа (тренинговые занятия).
Хотелось бы отметить о пользе данных мероприятий, направленных на взаимодействие с педагогами, создающих условия для доверительных отношений в коллективе, активного участия каждого из них в его жизни, удовлетворенности работой. Кроме того, участие в тренингах открывает возможности для свободного мышления, творчества, что позволяет педагогам использовать психотехники в работе с детьми (релаксационные упражнения, психогимнастики, игровые упражнения в рамках сказкотерапии, мульттерапии, арт-терапии, упражнения телесно-ориентированной терапии, упражнения музыкальной терапии и т. д.).
В ходе своей работы посещаю открытые просмотры занятий воспитателей, провожу психологический анализ занятия, в ходе которого коллективно выявляются те или иные проблемы с которыми педагоги периодически сталкиваются в своей работе. Выявленные педагогические ситуации разбираем на педсоветах, семинарах, дискуссиях, во время проведения деловых игр, что помогает педагогам в их дальнейшей работе.
Выявлена такая проблема, как слабая готовность работать над своими профессиональными качествами, планируется организовать работу кружка «Успешный воспитатель». Основной задачей требующей обязательного решения сегодня - стимулирование интереса педагогов к повышению психологической компетентности и нахождение внутреннего резерва для преодоления неконструктивного поведения. Основным принципом деятельности кружка является принцип превентивности, т. к. его работа направлена на предупреждение возникновения проблемных ситуаций.
В течение учебного года в ДОУ 1 раз в месяц планируется проведение занятий кружка, что способствует развитию единой образовательной среды и возможности учитывать годовые задачи и основные направления деятельности ДОУ.
Ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения можно считать :
Предупреждение профессионального выгорания и деформации личности педагога;
Повышение психологической компетентности педагога;
Предупреждение профессиональных конфликтов во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами;
Обретение профессиональной самоидентичности.
Итак, психологическое сопровождение педагогов сегодня - это преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС, обусловленными новыми социокультурными условиями страны. Сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди.